Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
70 Идеал российского общества, по А.С. Хомякову, состоит в становле нии его как самого христианского из всех человеческих обществ, основан ного на идеях любви и единения. Россия должна стать центром общеевро пейской жизни. И.В. Киреевский своим идеалом будущего общества пола гал синтез двух противоположных враждующих начал - западных и само бытных российских, обозначающий славяно-христианское направление как средство преодоления западноевропейского индивидуализма и рацио нализма, славянскую разобщенность и разъединенность. Средством во площения отмеченных идеалов у А.С. Хомякова и И.В. Киреевского явля лись воспитание и просвещение народных масс. Идеальным обществом братья Аксаковы считали путь древней Руси, где общество свободно от влияния Запада и подражания ему. В основе об щественного идеала Ю.Ф. Самарина лежит православие и монархия; и то, и другое представлялось философом достижениями российской цивилиза ции и критериями ее прогресса. Младшие славянофилы общественные идеалы России связывали с раз витием самобытного славянского самосознания у народа на основе его просвещения. Необходимо отметить, что старшие славянофилы, ставя ан титезой рациональному Западу Россию как самое христианское общество с принципами любви и единства, игнорировали и даже презирали такие вопросы, как богатство и мощь страны. Их последователи, напротив, боль ше внимания уделяли конкретным тем или иным экономическим вопросам общества. Славянофилам некоторые исследователи, как, например, B.C. Соловь ев1, вменяют случайность религии в их философских построениях, невер ное отождествление православия с истинною верою русского народа. Од нако представляется, что православие, как итог переплетения христианско го учения с русскими языческими верованиями, выросшее на самобытной почве, как раз очень верно передает характер русского человека и верова ния. Желание построить идеальное общество на основе православия объ ясняется также ходом исторического развития России. При этом все же не обоснованно звучит у славянофилов мысль о православии как всемирном идеале, так как существенно ограничивает его. Вероятно, таким способом 1См. об этом: Соловьев B.C. Славянофильство и его вырождение // Сочинения: В 2 т ./ Под ред. B.C. Степина, С.С. Аверинцева. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 436 - 437.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz