Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
69 осуществил запись ценнейших образов русского былинного эпоса, соста вивших три тома его "Онежских былин". А.Ф. Гильфердинг вошел в кру жок славянофилов, обучаясь в университете, и испытал особенно сильное влияние А.С. Хомякова и К.С. Аксакова. Наряду с В.И. Ламанским, А.Ф. Гильфердинг был выдающимся сла вистом самого широкого профиля, хотя и посвятил всю свою деятельность политике, особенно в польском вопросе. Мыслитель признавал право на родов на национальную культуру и независимость, понимая важность ве роисповедания, национального характера и народных идеалов для общества. Следующий сторонник славянофильства, В.Д. Черкасский1, как и все славянофилы, верил в Россию, русский народ и его всемирно- историческую будущность.2 Он также отмечал, что на историческую арену для всемирного служения выступили две великие народности: Германская и Славянорусская. Если первая - в результате своего исторического разви тия, то вторая - в результате войн XIX века. Для России остро встал во прос о славяно-русском единстве. Мыслитель был носителем идеи объеди нения славянского мира, а также идеи возрождения Задунайских славян, что должно происходить не через прививку к ним плодов Западной циви лизации, а через восстановление природных начал славянства. Обобщая вышесказанное, заключим, что, противопоставляя Россию Западу, славянофилы стремились обозначить пути и задачи своей страны. Россия, испытав влияние Запада в результате политики Петра I, имея ог ромный потенциал и самобытную культуру, должна идти в своем развитии по особому, отличному от западного, пути. В этом сходились мысли всех славянофилов. Они верили в Россию, а именно в то, что она найдет истин ный путь и пойдет дальше Европы в вопросах достижения общественной справедливости. При этом у ранних славянофилов зародилась мысль о со единении Востока и Запада в единое христианское человечество, а у их по следователей развилась в теорию объединения всех славянских народов под эгидой России с ее православием и самобытной культурой. 1В.Д. Черкасский начал сближаться со славянофилами в начале 50-х годов на осно ве общей с ними любви к России, преданности ее национальных интересов, уважения к русскому народу и его истории. 2 См. об этом: Черкасский В.Д. Его статьи, его речи и воспоминания о нем / Сост. П.А. Лебедев. М.: Тип. П.А. Лебедева, 1879. С. 323.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz