Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
68 чайшие затруднения в осуществлении идеала в общественном строе и фор мировании народного самосознания. В.И. Ламанский, будучи увлечен иде ей подъема народного духа на основе самопознания и самоизучения, обна ружил, что в сознании Романо-германского мира наша Русь не отделима от прочих славянских народов. При этом славянский мир представлялся ему как одно целое со своими особыми задачам. В.И. Ламанский указывал, что в русское общественное сознание по стоянно вносились самые разнообразные, часто противоречивые учения западных мыслителей, без которых мы вполне могли бы обойтись. "Вы росшие там, под особенными историческими и местными условиями, - пишет исследователь, - все эти различные теории очень часто находятся в ре шительном несогласии с основными воззрениями русского народа, с на шим просветительным началом..."1. Исследователь приходит к выводу, что успехи русской образованности зависят от пробуждения славянского самосознания, освобождения ее основной народной славянской стихии из- под влияния ей чуждых западных стихий, от тесной связи и изучения сла вянства. Владимир Иванович считал знакомство с миром славянским, которо му мы принадлежим, необходимым условием развития нашего националь ного самосознания. Именно с развитием славянского самосознания в рус ском обществе В.И. Ламанский связывал свои общественные идеалы. Не достаток этого сознания в народе, по его мнению, является не только ис точником слабости, но и может вести по ложному пути все общество. Раз витие в русском обществе славянского самосознания, вступление русской образованности и гражданственности на путь самобытный, чисто славянский, по его мнению, окончательно завоюет России полнейшее со чувствие всех южных и западных ее соплеменников. Таким образом, Россия, осуществляя свой самобытный путь развития, должна стать во главе целого Греко-Славянского мира. Объединяющую роль в этом процессе мыслитель отводил русскому языку, самому "наисла- вянскому" средству сплочения народов. Идеализировал и жестко противопоставлял славянскую стихию гер манской Александр Федорович Гильфердинг, еще один последователь сла вянофильской школы. Этому человеку Россия навсегда обязана тем, что он 1 Ламанский В. Чтения о славянской истории в императорском Санкт- Петербургском университете. СПб.: Печатня В. Головина, 1867. С. 32.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz