Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
67 свет науки и просвещения, свободы духа и быта, - словом, все прекрасное, многие у нас находили и даже находят в России только мрак невежества, застой, рабство, - словом, все дурное, и даже... видели в ней одно светлое и отрадное не в самобытных основах русской жизни, а лишь в призрачных порождениях русской подражательности"1. Такое видение, по мнению ис следователя, производит сильное и неблагоприятное влияние на развитие русской образованности, внешнего положения и часто служат источником уклонения от нашего исторического пути. Исследователь предсказывал постепенную утрату Европой доминирующего положения в мировой поли тике и образованности. Мыслитель сравнивает Западно-Европейскую и Славяно-Русскую об разованности и приходит к выводу, что главной причиной их отличия слу жит разность исторических возрастов. "По историческому нашему возрас ту мы ровесники Романо-Германцев XIV-XV веков, но по творчеству на родного духа мы во многом ближе к средневековому, чем к современному нам Западу; но для нас уже никогда невозможны Западно-Европейские феодальные порядки и вытекшие из них сословные и общественные, поли тические и социальные отношения”2. Как А.С. Хомяков и И.В. Киреевский, В.И. Ламанский, сравнивая православие и католичество, видит в них два глубоко различных воззрения на христианскую истину. Его мнение совпадает с мнением А.С. Хомякова относительно того, что Запад исказил основной закон христианства - на чала братства и любви. "Нарушив закон братства и любви, и утратив нача ло внутреннего единства, невозможного без свободы, - отмечает данный последователь славянофилов, - в папизме Запад развил внешнее единство до последней крайности"3. Мыслитель не отделяет свободу от единства и единство от свободы. "Для мира православного не мыслимы свобода без единства и единство без свободы. Его высшее требование, - пишет В.И. Ламанский, - сочетание двух необходимых условий для достижения истины: свободы и единства в верховном начале братства и любви"4. Россия, получив высокие просветительные начала через греков, про шла тяжелые испытания в своем историческом развитии, встречая вели 1 См.: Ламанский В. Чтения о славянской истории в императорском Санкт- Петербургском университете. СПб.: Печатня В. Головина, 1867. С. 8-9. 2Там же. С. 22. 3 Там же. С. 19. 4 Там же. С. 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz