Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

66 тиком и общественным деятелем, проводившим идеи славянофильства и панславизма. Он пытался поставить теоретические философские вопросы А.С. Хомякова и И.В. Киреевского на научную основу. Такую работу он проделал вместе с А.Ф. Гильфердингом. Именно у них исследование "по­ лучило характер и вид исключительный, весьма строго и выдержанно про­ думанной и определенной системы"'. Кроме того, В.И. Ламанский сотруд­ ничал с братьями Аксаковыми, Ю.Ф. Самариным, Ф.В. Чижовым. Уже в шестидесятых годах молодой русский ученый сформулировал собствен­ ную историософскую концепцию коренных начал славянского просвеще­ ния, возрождения славян и их взаимоотношений с Россией, развивающую и детализирующую в практическом плане общие представления ранних славянофилов. В.И. Ламанский делил европейский мир на Запад и Восток на основе внутренних, духовных, признаков, а также географических, этнографиче­ ских, религиозных, общественных и культурных особенностях каждой на­ ции. Западноевропейский мир он именовал "миром романо-германским", восточноевропейский - "греко-славянским". Позднее в его схему был включен "третий" мир - Азия. В.И. Ламанский относил, таким образом, Россию к молодому, еще не проявившему себя греко-славянскому миру, где важную роль играет православие. Одновременно с этим мыслитель был сторонником славянского единства под эгидой России и православия. Среди признаков, определивших самобытность греко-славянского ми­ ра, ученый особо выделял нравственный идеал Восточно-христианской Церкви, сохранившей чистоту христианских начал, принципы терпимости и свободы веры и мысли (хотя и искаженных отчасти в народном быту и общественной жизни из-за умственной грубости и расстройства нравов). Забвением этих принципов в католицизме В.И. Ламанский объяснял низ­ кий, по его мнению, нравственный уровень европейского общества, кото­ рый не могут повысить ни прогресс науки, ни улучшение материальных условий жизни. Вместе с тем, скептически оценивая нравственное состоя­ ние западного общества, мыслитель, как и основатели славянофильства, уважительно относился к западной науке и литературе - всему тому "вели­ кому и прекрасному", что было создано в Европе. В.И. Ламанский справедливо подметил, что, сравнивая Европу и Рос­ сию, мы привыкли противопоставлять их. "Привыкши видеть в Европе 1Попруженко М.Г. Памяти В.И. Ламанского. Одесса: Тип. Е. Хрисогелос, 1915. С. 15.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz