Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
65 ни завоевания, ни феодализма, ни аристократии, ни договора между царем и народом. Неограниченная власть, единая и народная, действующая во имя всех, идущая во главе нашей цивилизации и совершающая у нас без ужасов революции то, что на Западе является результатом междоусобных войн, религиозных смут и общественных переворотов - таковы черты это го идеала, созданного самим русским народом. Проблема общественного идеала России была одной из основных тем у так называемых младших славянофилов, которые развивали положения старших. Валуев Дмитрий Александрович, один из первых приступивший к систематическому проведению в литературе славянофильских воззрений, вместе с братьями Языковыми и А.С. Хомяковым начал собирать источни ки русской истории. Убежденный, что лишь русский народ представляет истинное выражение христианских начал общества, он полагал изучение его национальных основ первым и важнейшим шагом на пути освобожде ния страны от подчинения Западу. Д.А. Валуев задал тон всей последующей деятельности славянофиль ства, направленной на изучение славянских народов и обозначение места и роли России в их истории. Мыслитель, как А.С. Хомяков и И.В. Киреев ский, указывал на необходимость знакомства России с Западом. "Мы мно гому научились у Запада, - писал Д.А. Валуев, - но не следует забывать и того, что уроки учителя тогда только достигают своего назначения, когда они пробудят в ученике его собственные силы, и он сумеет основать на них свою самостоятельную жизнь и сознательное мышление..."1. Д.А. Валуев призывал не винить Запад за его уроки: "Он (Запад - Г.В.) мог передать нам только то, что мы сами выбирали, ибо свободный выбор оставался за нами. - Если же в чем мы дурно воспользовались им, то мы одни и виноваты"2. В целом мыслитель положительно относился к евро пеизации России, произошедшей со времен Петра Великого. Петр I лишь ускорил процесс развития страны, которая, так или иначе, пришла бы к тем же результатам в течение одного-двух веков. Мысль ранних славянофилов об осторожном отношении к западному просвещению была развита Владимиром Ивановичем Ламанским - рус ским историком, славистом, геополитиком, этнологом, публицистом, кри 1Валуев Д. Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменны: В 2 т. М.: Тип. Августа Семена, 1845. Т. 1. С. 3. 2 Там же. С. 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz