Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
64 Как и другие славянофилы, Ю.Ф. Самарин признавал, что Россия име ет оригинальный, одной ей свойственный ритм развития, в связи с чем в статье «По поводу мнения "Русского вестника..." указывал: "...во всем, что обу словливается в жизни началами религиозным, политическим и племенным, Россия должна развиваться самобытно, и хотя бы результаты, к которым она придет, расходились далеко с результатами развития народов Запа да..."»1. Россия, хоть и подчиняется условиям общей цивилизации, равно как и другие страны, в то же время обладает свойственным ей условиям развития и быта. "Вместе с европейскою или, лучше сказать, всемирною системою цивилизации, - пишет славянофил, - к которой существенно принадлежит и Россия, возможна и необходима особенная, русская, само стоятельная цивилизация"2. Эти цивилизации не исключают друг друга, а образуют неразрывное единство. Ю.Ф. Самарин исследовал и выделил основные элементы российского общества, в отличие от западного, - это православие и самодержавие. На ша церковь принимала участие в истории только нравственное, ее влияние на народ исходило из основания более могущественного, чем законы, и вслед ствие этого она не была подчинена случайностям мира сего. Философ ука зывает, что "...дело религии на Западе окончательно проиграно... только православное учение способно удовлетворить требованиям человечества"3. Ю.Ф. Самарин, в отличие от А.С. Хомякова, считал, что "искать сла вянского духа в сложности всех племен славянских... ошибочно"4. Эта точка зрения была высказана им в письме к А.Н. Попову в 1842 году. Там же он указывал, что целью и результатом всего славянского развития явля ется средоточие и полнота славянского духа в России: "...осуществление в себе общеславянского начала возможно только под одним условием - осознать себя в России"5. Мыслитель видел идеал общества в древней Руси и противопоставлял его как современной России, так и Западу. Он указывал, что у нас не было 1Самарин Ю.Ф. По поводу мнения "Русского вестника” о занятиях философиею, о народных началах и об отношении их к цивилизации // Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 19%. С. 546. 2Там же. С. 542. 3 Там же. С. 154. 4Там же. С. 158. 5 Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. Т.А. Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997. С. 159.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz