Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
63 Приоритетное значение народу и его "духовным инстинктам" прида вал также И.С. Аксаков, ведущий славянофильский публицист, полагаю щий в их основе православную веру и Вселенскую православную церковь. Указанные особенности образуют "русскую идею", антиподом которой выступает западная история. Он разделял воззрения своего брата о нравст венном равновесии народа в Древней Руси. Следующий представитель славянофильства, Юрий Федорович Сама рин, так же, как и его товарищи по кружку, обращал свой взгляд на исто рию нашей страны и так же пытался найти в ней переломный этап. Этот переломный момент, произошедший в России, мыслитель связывает с име нем Петра I, как и все старшие славянофилы. В письме к "Члену камеры депутатов г. Могену" в 1840 году он указывал, что до Петра Великого Рос сия была сугубо национальной страной, потому что не имела отношений с соседями за исключением враждебных. "Какое-то чудное предчувствие, - писал мыслитель, - предназначавшейся для России исключительной, свое образной будущности предохранило русский народ от безусловного влия ния народов Запада, которые, может быть, в свою очередь предчувствова ли в нем соперника, которому суждено в будущем превзойти их. Это пред чувствие с той и другой стороны поставило нас во враждебные отношения и вместе с тем спасло нас". Однако со времени правления Петра I народное начало постепенно исчезает "Ослепленные блеском Запада, - подкуплен ные чудными благами просвещения, к которому Запад нас привязывает, мы бросаемся, очертя голову, на чуждые нам стези, - забываем свое про шлое, становимся французами, потом немцами; затем оба влияния эти сли ваются, и народный элемент, по-видимому, совершенно угасает"'. Влияние Запада на Россию обозначило противостояние ее обществен ному строю. В России настал период подражания, который привел страну к космополитизму. Через этот космополитизм мы должны пройти, по убе ждению Ю.Ф. Самарина, чтобы дойти до сознания нашей народности. Фи лософ верил, что в будущем ситуация изменится, она уже с каждым днем сглаживается. "Влияние Запада на Россию кончилось, - отмечает мысли тель, - впредь мы будем от него заимствовать только материальные ре зультаты его цивилизации, как, например, промышленность; отныне раз витие наше будет вполне самобытно"2. 1 Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. Т.А. Медовичева. М.: ГЕРРА, 1997. С. 152. 1 Там же. С. 153.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz