Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
62 и источник внешнего могущества, источник внутренней силы и жизни, и, наконец, мысль всей страны - пребывают в простом народе"1. Народ, хоть и находится на низшей ступени социальной лестницы, имеет великие человеческие блага: братство, цельность жизни и общинный быт. "У про стого народа, - пишет далее К.С. Аксаков, - нет никаких отличий или ти тулов, кроме звания человеческого или христианского.... Нося звание только человека, только христианина, он с этой стороны есть идеал для всего человечества и христианского общества”.2 Исследователь верил, что самобытность для русской земли еще воз можна. Возрождение народности возможно при пробуждении его созна ния. "Мы должны обратиться к народу, - писал К.С. Аксаков, - которого мы не знаем. Самобытность, народность - вот первое условие всякой жиз ни, всякого успеха. Как скоро народ самобытен, всякое знание его, наука его полезна и приносит плод не ему одному, а всему человечеству".3 На род, таким образом, должен мыслить самостоятельно, и от этого зависит жизнь и путь общества. Таким образом, идеалом общества К.С. Аксаков считал общество до петровской Руси, и призывал встать на его путь. Направлением России должно быть направление истинно-русское, народное, самобытное, само стоятельное, опирающееся на быт простого народа; свободное от влияния Запада и подражания ему. Это направление одновременно и новое, и древ нее, забытое. К.С. Аксаков мечтал о возвращении на тот путь, которым Россия шла прежде, до преобразований Петра I. На этом пути может воз никнуть идеальное общественное устройство, где в нравственном едине нии будут все и каждый - от царя до последнего крестьянина; где вершить и творить будет исключительно народ, а не личность; где установки право славной веры станут основой этической системы, утверждением начал до бра, равенства и братства; где будет единство правителя и народа; где гру бый закон сменится обычаем, устоявшимся в веках, неписаным и соблю даемым всеми, который будет гарантией свободы каждой личности. 1Аксаков К.С. Передовые статьи газеты "Молва" // Аксаков К.С. Эстетика и лите ратурная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995 С. 374. 2 Там же. С. 376. 3 Аксаков К.С. Взгляд на русскую литературу с Петра первого // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. С. 153.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz