Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
61 и избалованность духа, привыкшего ходить на помочах... Нам надобно ос вободить сперва нашу мысль из плена, в который отдались мы Западной Европе"1. К. С. Аксаков радостно приветствовал начинания государя Александра II, в результате которых произошло много внешних нововведений: и развитие периодической печати, и учреждений земств и судов. Однако внутреннее врачевание болезней духа, причиненных петровской реформой, не могло совершиться быстро. Именно поэтому, по-мнению автора, нам нужно на помнить о народности, исцелить в себе крайнюю расслабленность и изба лованность духа. А помочь обществу освободиться от "умственного пле на", от подражательности должна "сама древняя русская история и совре менный быт простого народа"2. Этот патриархальный русский быт сохра нился в неизменном виде у крестьян, которые не стали исполнять повеле ния Петра: брить бороды и переодеваться в немецкое платье и сохранили мирную земскую общину, понятия о сходке и мире. Другая часть русских людей, уступившая политике Петра I, была названа мыслителем публикой, в отличие от народа. Под публикой К.С. Аксаков подразумевал "аристо кратическое понимание народа", и в этой связи указывал, что "где есть публика, там голос народа несвободен"3. Так народ, по его мнению, был отодвинут от жизни общества. По мнению славянофила, народная жизнь до Петра I выражалась пре имущественно духовно, и способствовала этому вера - основное начало русской жизни. "С переворотом Петра начало это не исчезло; оно всегда и навсегда остается краеугольным камнем жизни русской. Но оно удали лось от жизни общества, которое со времени Петра отделилось от наро да. .. Удалилось оно от нашего так называемого образованного или, лучше, преобразованного общества, но хранится неотъемлемо в простом народе, - условие тишины и спокойствия в государстве"4. "Простой народ, - полагал К.С. Аксаков, - есть основание всего об щественного здания страны. И источник вещественного благосостояния, 1Аксаков К.С. Еще несколько слов о русском воззрении // Русская идея / Сост. и ав тор вступит статьи М.А. Маслина. М.: Республика, 1992. С. 116. 2Там же. С. 117. 3 Аксаков К.С. О Карамзине // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. С. 175. 4 Аксаков К.С. Взгляд на русскую литературу с Петра первого // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. С. 152.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz