Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

60 циональность европейскую откидывая"'. К.С. Аксаков верил в то, что че­ ловек способен отказаться от чужого умственного авторитета и вернуться к своей национальной самобытности, так как в любом человеке лежит не­ кое русское чувство, русский дух: "...ибо темное Русское чувство лежит в нас, лежит возможность возникнуть в нас Русскому человеку, отказаться от публики и перейти к народу"2. К.С. Аксаков был убежден, что Россия изменила русскому идеалу при Петре Великом, уклонившись от русского пути, тем самым, отняв у своего народа свободу жизни и мнения. Несмотря на отрицательное отношение к политике Петра I, изменившей все российское общество, мыслитель все же отмечал, что благодаря ей мы поняли необходимость самобытной жиз­ ни. Он пишет: "...мы приняли в себя просвещение Запада, приняли его не даром и не боимся, чтобы оттого поколебался наш вновь возникший союз; односторонность исчезла, просвещение доводит всегда до истины; его сознательным путем дошли мы до необходимости национальной жизни..."3. Петр I, - отмечал К.С. Аксаков, - заменил русские формы европейскими. Покорившись чужеземной культуре, он стал освобождаться от русской на­ циональности, что не могло не иметь пагубных последствий. "Петр не ос­ вобождал от исключительной национальности и не вносил общечеловече­ ского в народность русскую. Петр переменил насильственно одну безус­ ловную национальность, русскую, на другую, европейскую, - следова­ тельно, он переменил только цепи на цепи тягчайшие"4. В результате ориентации России на достижения Западной культуры со времен Петра I, К.С. Аксаков возмущался несамостоятельностью русского народа, его копированием мыслей и чувств Запада. Он отмечал: "Уже пол­ тораста лет мы стоим под безусловным авторитетом Западной Европы... Нам надобно напомнить о народности: нам надобно дохнуть ее крепким, здоровым воздухом, надобно исцелить в себе крайнюю расслабленность 1Аксаков К.С. О русском воззрении // Русская идея / Сост. и автор вступит, статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 112. 2 Аксаков К.С. О Карамзине // Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. С. 182. 3 Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского Языка // Ак­ саков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А.С. Курилова. М.: Современник, 1982. С. 31. 4 Аксаков К.С. Взгляд на русскую литературу с Петра первого // Аксаков К.С. Эс­ тетика и литературная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. С. 156.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz