Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
59 сти и совершенстве, не испытывая при этом ни счастья, ни морального удовлетворения. Западному обществу свойственна раздробленность и ра зумность, а русскому - цельность и рассудительность. Общежительные, общественные отношения русских отличаются от западных характером народных обычаев, частных нравов и самим принципом общественного устройства. Если в основе характера западной личности лежал эгоизм, то духовная сущность русского человека определялась стремлением к обще му благу. В результате на Руси отсутствовала "западная индивидуальная независимость", обрекающая общество на вечный раздор из-за личных вы год, прав, привилегий. По И.В. Киреевскому, преодолеть рационализм и индивидуализм Запада можно с помощью построения общества посред ством единения всех народов. Константин Сергеевич Аксаков, следующий представитель славяно фильского направления, в отношении стран Западной Европы указывал, что для них Россия - "варварская страна... грозящая подавить свободу мыс ли, просвещение, преуспеяние (прогресс) народов".1 Как и его соратники по кружку, философ верил, что у России другие задачи и особенный путь. Он заключается в утверждении православной веры и славянских народов на мировой арене: "...в России или через Россию рано или поздно просла вит Бог перед лицом всего света истину веры православной и утвердит права племен славянских на жизнь общечеловеческую"2. В отличие от А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, К.С. Аксаков в за падной цивилизации видел только темные ее стороны: насилие, вражду, ошибочную веру (протестантизм и католицизм). "Ненависть Аксакова к За падной Европе, - указывал Н.О. Лосский, - была такой же сильной, как и любовь к России"3. Мыслитель был убежден, что ориентация на Запад подавляет русскую национальность. "Русский народ имеет прямое право, - указывал он, - как народ, на общечеловеческое, а не через посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и сво бодно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а на 1Аксаков К.С. Передовые статьи газеты "Молва" // Аксаков К.С. Эстетика и лите ратурная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство. 1995. С. 366. 2 Аксаков К.С. Передовые статьи газеты "Молва" // Аксаков К.С. Эстетика и лите ратурная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. С. 367. 3Лосский Н.О. История русской философии. М.: ЗАО "Сварог и К", 2000. С. 47.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz