Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

58 ума и сердца. "Тогда жизнь общественная, указывал И.В. Киреевский, - в Рос­ сии утвердится в направлении, отличном от того, какое может ей сообщить образованность западная"1. Положения И.В. Киреевского в некотором смысле дополнил Д.В. Ва­ луев: "Мы же, разделенные с ним (Западом - Г.В.) всем нашим прошед­ шим и всем, что есть в нас своего и живого, продолжать его дела не мо­ жем.. .. И потому мы должны сознавать в себе и видеть в том просвещении, которое приняли от Запада, не вывод из чужой жизни... а науку, опыт и материал для нашего будущего, которое еще наше и нас призывает на самостоятельное участие в мировом деле человечества, в новых, может быть, образах мысли и жизни, и новых еще нетронутых и свежих силах"2. Д.А. Валуев предложил ряд конкретных задач для развития русского просвещения. Одно из важнейших положений в том, что мы должны со­ брать, восстановить памятные свидетельства исторического прошлого Рос­ сии, имеющего общественное значение. Мы также должны познакомить Россию интеллектуальную с той, "которая на нее трудится и работает, и доселе остается почти тою же, какою застал ее Петр Великий..."3. Таким образом, Россия отличается от Западной Европы, во-первых, отношением к собственности и ценностными ориентирами: русский чело­ век ценен сам по себе, его собственность принадлежит общине (миру), то­ гда как на Западе наибольшую ценность представляет собственность, к ко­ торой человек оказывается приписанным, и которая носит индивидуаль­ ный характер. Во-вторых, основная ячейка общества - семья - в России носит пат­ риархальный характер и в ней придается большое значение кровнородст­ венным связям; на Западе же семья индивидуалистична и эгоистична, в ней слаба роль отца и велика эмансипация жены и детей. Далее, русская жизнь проста и незатейлива, на Западе - роскошна и комфортна. Русский человек твердо ощущает себя на земле, западный - в городе. Русский человек ду­ ховно целостен, его мучают угрызения совести и мысли о своей неполно­ ценности. Европейский человек, напротив, убежден в своей непогрешимо­ 1 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про­ свещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и ком- мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 238. 2См.: Валуев Д. Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных: В 2т. М.: Тип. Августа Семена, 1845.Т. 1.С .4-5. 3 Там же. С. 17.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz