Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

57 по себе и соединяются не по нормальному закону, а или в случайном по­ рядке, или в искусственном соглашении".1 Таким образом, на Западе индивидуализм и эгоизм превалирует над солидарностью, тогда как в России - наоборот. Индивидуализм разобщил людей, расколол общественную целостность. Потребность в единении вызвала к жизни социалистическую идею, стремящуюся заменить идеалы христи­ анской солидарности. Мыслитель один из первых отметил, что общество, построенное на разуме, здравом смысле, ведет к нравственному краху. И.В. Киреевский сформулировал одну из основополагающих идей славянофильства, говоря о высоком предназначении России, которая должна стать новым центром общеевропейской жизни. Черед России на­ ступит вслед за западными странами, и она овладеет всеми сторонами ев­ ропейского просвещения и станет духовным вождем Европы. Славянофил показал, что в разные времена то или иное государство попеременно управляло "судьбой европейской образованности", оно становилось "сто­ лицей", "сердцем" других народов. "Взгляните теперь на все европейские народы, - пишет он, - каждый из них уже совершил свое назначение, каж­ дый выразил свой характер, каждый пережил особенность своего направ­ ления, и уже ни один не живет отдельною жизнию: жизнь целой Европы поглотила самостоятельность всех частных государств”2. Внутренняя жизнь Европы виделась И.В. Киреевскому в виде какого- то оцепенения, где окончилось ее политическое и нравственное усовер­ шенствование. Два государства не участвуют в этом всеобщем усыплении: США и Россия. "Но отдаленность местная и политическая, а более всего односторонность английской образованности Соединенных Штатов всю надежду Европы переносят на Россию"3. Здесь же автор указывает, что судьба нашего отечества зависит от его просвещения, оно есть условие и источник всех благ. Русский народ должен понять односторонность ев­ ропейского просвещения и обратиться к "чистым источникам древней пра­ вославной веры своего народа". Тогда он найдет ответы на свои вопросы 1См.: Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея / Сост. и авт. вступ статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 69-70. 2 Киреевский И.В. Обозрение русской словесности за 1829 год // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и коммент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 60. 3 Там же. С. 61.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz