Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
56 ратили беспристрастный взор внутрь себя и своего отечества и были пора жены, что почти во всем... они были до сих пор обмануты... потому что безусловное пристрастие к западной образованности и безотчетное преду беждение против русского варварства заслоняли от них разумение России”1. По И.В. Киреевскому, от Византии Россия получила древнегреческую мудрость. В России христианство не встретило серьезных препятствий, в от личие от Запада, так как ее народу христианская ветвь - православие - близка по духу. Отличия европейской цивилизации произошли вследствие действия трех факторов, которые не знала Россия, - классического мира, католической церкви и германского завоевания. Все это направило запад ноевропейскую цивилизацию к рационалистическому пониманию мира. Из классического мира Европа заимствовала римское начало с его холод ным эгоизмом и юридическими формами. Римский католицизм - это хри стианство, стесненное духом сухой, формальной логики. Государство на За паде, возникшее из завоевания, с тех пор держится борьбой, договорами и ограничениями. Для И.В. Киреевского недостаточность западной культуры очевидна. Русский народ отстал в науке и общественном устройстве благодаря отчу ждению от Запада, но он обладает главным - нетронутой народной верой. В этой связи обязанность образованных людей в России - развить начала, заложенные в народной жизни, вместо того, чтобы относиться к ней свысока. Западноевропейские общественные устройства произошли из сочета ний римских самобытных прав, которые в основании своем неограничен ны. По И.В. Киреевскому, все здание западной общественности стоит на раз витии личного права собственности. В устройстве же российской общест венности предельным основанием является личность: "Общество слагалось не из частных собственностей, к которым приписывались лица, но из лиц, которым приписывалась собственность".2Общественные отношения на Западе пронизаны условием, и потому искусственны. "Вне условия нет отноше ний правильных, но является произвол... этот произвол доказывает не раз витие внутренней жизни, а развитие внешней, формальной. Все силы, все интересы, все права общественные существуют там отдельно, каждый сам 1 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про свещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и ком- мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 205. 2 Там же. С. 228.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz