Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

55 стота жизни и нужд русского человека. Основные западные элементы, та­ кие как римская церковь, древнеримская образованность и возникшая из насилия завоевания государственность, всегда были чужды России. Главная особенность римского сознания - внешняя формальность при от­ сутствии внутренней справедливости. В западном (римском) обществе лю­ ди связаны между собой личными интересами, единство у них только - партийное, и нет такой любви к отечеству, как у русских. Таким образом, И.В. Киреевский и А.С. Хомяков были сторонниками разумного синтеза западного и отечественного направлений просвещения, тогда как у младших славянофилов мы видим тенденцию полагать, что просвещение должно вырастать на народной, самобытной почве. Так, по по­ воду внедрения западного просвещения на русскую почву Д.А. Валуев пи­ сал: "...это просвещение, хотя и привитое к нам, не могло перейти в кровь и соки самой жизни и передать ей своего прошедшего, своих верований и надежд, в которых вся его сила и живое могущество"1. Еще один пред­ ставитель славянофильства, В.И. Ламанский, отмечал бесполезность за­ падного просвещения на русской земле. Он писал: "Мы схватили верхуш­ ки европейской образованности и думаем, что просвещение мы себе ус­ воили, а на поверку выходит, что мы взяли то, чего могли бы и не брать"2. Рассматривая основные начала жизни, образующие силы народности в России и на Западе, И.В. Киреевский указывал на общее в этих частях света - христианство. Различие же заключается"... в особенных видах хри­ стианства, в особенном направлении просвещения, в особенном смысле частного и народного быта"3. Причем мыслитель полагал, что Запад осоз­ нал свои отрицательные стороны и потому "утратил веру во всемогущий разум, во все убеждения и вынужден довольствоваться состоянием равно­ душия ко всему..."4. Поэтому, по мнению славянофила, на Западе начались поиски истины, которые передались и России. "Тогда русские ученые об­ 1Валуев Д. Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных: В 2 т. М.: Тип. Августа Семена, 1845. Т. 1. С. 4. 2 Цит. по: Понруженко М.Г. Памяти В.И. Ламанского. Одесса: Тип. Е. Хрисоге- лос, 1915. С. 5. 3 Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея / Сост и авт. вступ. ста­ тьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 66. 4 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про­ свещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и ком- мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 203.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz