Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
54 ли, польское ли или настоящее славянское? Не только судьба России от этого зависит, но и всей Европы"'. В отличие от А.С. Хомякова, задавшего вопрос в работе "О старом и новом": что лучше - прежняя или нынешняя Россия, И.В..Киреевский за дался вопросом: нужно ли для улучшения нашей жизни теперь возвраще ние к старому русскому или нужно развитие элементов западного, ему противоположного? Отвечая на этот вопрос, он призывал не кидаться в край ности: признавать достижения только Запада или только нашей страны - есть направления односторонние. "Образованность наша должна вмещать в себя плоды обоих направлений"2. "Потому сколько бы мы ни желали воз вращения русского или введения западного быта, но ни того, ни другого исключительно ожидать не можем, а поневоле должны предполагать что- то третье, долженствующее возникнуть из взаимной борьбы двух враж дующих начал"3. Должное место в судьбе нашего просвещения, по И.В. Ки реевскому, должно занять славянско-христианское направление. И.В. Киреевский полагал, что западное просвещение оказалось не удовлетворительным, так как сама жизнь была лишена всякого смысла и общего сильного убеждения, потому что "торжество ума европейского обнаружило односторонность его коренных стремлений"4. В чем заключа ются начала русского просвещения, что они обещают для умственной жиз ни России и Европы? И.В. Киреевский отмечал, что русский человек отли чается от западного и внутренним складом ума, и внешним видом, и на циональными особенностями. Мыслитель указывал на различные типы мышления восточного и за падного человека: восточный человек заботится, прежде всего, о правиль ности внутреннего состояния мыслящего духа, западный - о внешней свя зи понятий. Так и в самом характере нашего просвещения заложена про 1 Цит по: Сахаров В.И. Страницы русского романтизма: Книга статей. М.: Сов. Россия, 1988. С. 328. 2 Киреевский И.В. Обозрение современного состояния литературы // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и коммент. В. Котельникова. М.: Совре менник, 1984. С. 164. 3 Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея / Сост. и авт. нетуп. ста тьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 66. 4 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к про свещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и ком мент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 201.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz