Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
53 найдет истинный, отличный от Западного, путь, заимствуя при этом у него все ценное, продвигаясь дальше Европы в вопросах достижения общест венной справедливости. Его общественный идеал России, таким образом, состоит в стремлении стать "самым христианским из всех человеческих обществ", где основополагающими идеями должны являться идеи любви и единения. Другой основатель славянофильства, Иван Васильевич Киреевский, наряду с А.С. Хомяковым, уделил много внимания антитезе Россия - За пад. "Дихотомия России и Европы...представляет собой в случае Киреев ского, - указывал Э.И. Мюллер, - не что иное, как культурно - историче скую проекцию философской проблематики негативного и позитивного... Эта дихотомия мыслится поэтому с самого начала как преодоленная в бу дущем синтезе"1. Как и А.С. Хомяков, он видел главный порок западной философии в ее идеализме, хотя Запад очень любил. Он считал, что в евро пейском просвещении и быте исключительное место занимает рационализм. Кроме того, "частный и общественный быт Запада основывается на поня тии об индивидуальной, отдельной независимости, предполагающей инди видуальную изолированность"2. В письме к В.А. Жуковскому в 1849 году И.В. Киреевский писал: "Грустно видеть, каким лукавым, но неизбежным и праведно насланным безумием страдает человек на Западе. Чувствуя тьму свою, он, как ночная бабочка, летит на огонь, считая его солнцем"3. Чтобы понять всю закономерность воззрений И.В. Киреевского, сле дует обратиться к его воззрениям в роковые минуты европейской и рус ской истории на те мощные общественные потрясения, которые говорили о хаосе и гибели. В письмах И.В. Киреевского в период европейской рево люции 1848 года дана картина разрушения старого мира и появления ново го. Он писал: "Нынче к вечеру или завтра до свету Австрия развалится; славянские государства начнут кристаллизоваться; вся великая задача ми ра заключается в том, какое направление примут эти государства: чешское 1 Мюллер Э.И. И. Киреевский и немецкая философия // Россия и Германия: опыт философского диалога. М: Медиум, 1993. С. 145. 2 Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея / Сост. и авт. вступ. ста тьи М.А. Маслина. М.: Республика, 1992. С. 68. 3 Из письма И.В. Киреевского - В.А. Жуковскому // Из русской думы: В 2 т. / Сост. Ю Селиверстов; вступит, статья В.Н. Ганичева, В.Г. Распутина. М.: Роман - га зета, 1995. Т. 1.С. 73.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz