Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
52 многое, чего бы не должны были касаться... Он хотел потрясти вековой сон, он хотел пробудить спящую русскую мысль посредством болезненно го потрясения".1 В результате в России жизнь разделилась на государст венную власть и народный дух. Это разделение рассредоточилось даже территориально: "Одна (жизнь - Г.В.) из Петербурга движет всеми види мыми силами России, всеми ее изменениями формальными, всею внешнею ее деятельностью; другая незаметно воспитывает характер будущего вре мени, мысли и чувства, которым суждено еще облечься в образ и перейти из инстинктов в полную, разумную, проявленную деятельность1'2. А.С. Хомяков, противопоставляя Россию Западной Европе, призывая пересмотреть все положения, взятые у западной науки, тем не менее, пред лагал своей стране брать на вооружение известные достижения Запада. Он писал: "Таким образом, мы будем продвигаться вперед смело и безоши бочно, занимая случайные открытия Запада, но, придавая им смысл более глубокий, или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории церкви и законов ее - светил пу теводительных для будущего нашего развития и воскрешая древние формы жизни русской..."3. И в другом месте: "Теперь, когда мысль окрепла в зна нии, когда самый ход истории, раскрывающий тайные начала обществен ных явлений, обличил во многом ложь западного мира и когда наше соз нание оценило...силу и красоту наших исконных начал, нам предлежит снова пересмотреть все те положения, все те выводы, сделанные западною наукою, которым мы верили так безусловно. В то же время на нас лежит ответственность разумно усваивать себе всякий новый плод мысли запад ной, еще столько богатой и достойной изучения, дабы не оказаться отста лыми..."4. Таким образом, по мнению А.С. Хомякова, Россия, имея огромный потенциал и самобытную культуру, стала испытывать влияние Запада в ре зультате политики Петра I. Мыслитель верил в свою страну, в то, что она 1Хомяков А.С. Аристотель и всемирная выставка // Благова Т . И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. С. 186. 2 См.: Хомяков А.С. О старом и новом // Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. / Под ред. Е.В. Харитонова. М.: М еди ум , 1994, С. 467-468. 3 Хомяков А.С. О старом и новом // Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. / Под ред. Е.В. Харитонова. М.: Медиум, 1994. С. 470. 4 Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. / Под ред. Е.В. Харитонова. М.: Медиум, 1994. Т. 1.С. 517.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz