Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
51 Россия, по мнению А.С. Хомякова, приняла христианство от Византии в "чистоте и целостности". Склонность к общинной общественной органи зации, а также идеализированные качества, такие, как смиренность русско го народа, его набожность и любовь к идеалам святости, дали повод ему полагать, что Россия пойдет дальше Европы в вопросах достижения обще ственной справедливости и найдет путь к примирению интересов капитала и труда. Мыслитель верил в великую миссию России и русского народа, в то, что Россия призвана стать центром деятельности мировой цивилиза ции. Эта миссия будет осуществлена тогда, когда русский народ проявит все духовные силы и признает принципы, лежащие в основе православия. Таким образом, Россия должна стремиться не к тому, чтобы стать бога тейшей и могущественнейшей страной, а к тому, чтобы стать самым хри стианским человеческим обществом. Несмотря на свое критическое отношение к Западной Европе, она яв лялась для мыслителя "страной святых чудес". Особенно А.С. Хомяков любил Англию. Он считал, что главное достоинство общественной и поли тической жизни этой страны заключается в равновесии между либерализ мом и консерватизмом. Консерваторы стоят на стороне органичной нацио нальной жизни, на основе первоначальных источников, в то время как ли бералы являются сторонниками индивидуализма и рационализма. Равнове сие этих сил в Англии никогда не нарушалось. В России же равновесие между органическими и аналитическими силами было нарушено реформа ми Петра I. А.С. Хомяков признавал самобытность России, непохожесть ее на стра ны Западной Европы, но идеализировал все же допетровскую Русь. "С не которого времени, - писал он, - говорят уже многие, что Россия основана на началах иных и высших, чем Западная Европа... Если эти слова имеют какой-нибудь смысл, они относятся к тем стихиям, которые предшествова ли Петру".1"С Петром начинается новая эпоха. Россия сходится с Западом, который до того времени был совершенно чужд ей"2, - отмечал А.С. Хомяков. Петр I познакомил нас с жизнью Запада, вводя к нам ее науку, культуру. "Он вводил все формы Запада, все даже самые неразумные, он искажал 1Хомяков А.С. Аристотель и всемирная выставка // Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. М: Высшая школа, 1995. С. 195. 2 Хомяков А.С. О старом и новом // Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. / Под ред. Е.В. Харитонова. М.: Медиум, 1994. Т. 1. С. 467.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz