Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
49 ды и необходимости, духовности и вещественности. Указанные начала мыслитель выражает в понятиях - иранство и кушигство. Первое понятие означает духовное поклонение "свободно творящему духу", второе - под чинение материи. Иранство, или арийский принцип, в религии - это моно теизм, проявившийся в христианстве. Кушитский принцип в религии - это пантеизм с отсутствием определенного божества в нравственном смысле, выражающий веру в необходимость действия законов природы. Мысли тель полагал, что иранизм оставил след в религии греко-римского мира. Действительно, древние греки поклонялись красоте, правда, внешней. У Платона прообразом красоты выступает божество, у Аристотеля к идее духовной красоты присоединяется идея истины, а Римская религия выдви нула третью силу - волю и добродетель. Однако в этих религиозных систе мах нельзя было найти ответа на вопрос - где основа веры в истину и доб родетель? Ответ на данный вопрос дает христианство, указав, что эта ос нова заложена в любви. Иранизм в христианстве проявился в принципе нравственного самосовершенствования личности в борьбе с материально стью и необходимостью. У А.С. Хомякова Россия олицетворяет собой иранство, а Запад - ку- шитство. В связи с этим встает вопрос: а был ли свободный дух в Москов ской Руси? Не больше ли свободы было на Западе, где свобода совести и мысли уже были утверждены? Н.А. Бердяев не случайно отмечал, что у А.С. Хомякова был "настоящий пафос свободы".1 При этом А.С. Хомя ков говорил не о политических и социальных свободах, отсутствующих в николаевском деспотическом режиме, а о духовной свободе, свойствен ной, по его мнению, русскому народу. По А.С. Хомякову, в основе всякой цивилизации лежит религиозная вера: "Религия есть одно солнце, один свет для всех; но равно благоде тельные лучи его не равно разливаются по земному шару"2. В основе Рос сии лежит православная вера, в основе Западной Европы - католическая с изначально заложенным в нее рационализмом. В своей церковной теории А.С. Хомяков объяснял духовное неустройство европейского общества, прежде всего, заблуждениями в понимании и организации церкви. Он по 1Бердяев Н. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. С. 40. 2 Из письма А.С. Хомякова - г-же Н. // Из русской думы: В 2 т. / Сост. IO. Сели верстов; вступит, статья В.Н. Ганичева, В.Г. Распутина М.: Роман - газета, 1995. Т. 1. С. 85.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz