Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

48 нению с Европой, неужели мы в самом деле похожи на приемышей в об­ щей семье человечества?"1. И здесь мыслитель подходит к понятию хри­ стианства, которое отличает наше общество от западного и предохраняет его от порчи. А.С. Хомяков видел миссию России, прежде всего, в том, что она должна открыть западному миру тайну свободы. Он верил, что начало органической свободы заложено в восточном православии, а затем и в духе русскою народа, в русском деревенском быте, русском складе души и от­ ношении к жизни. К.С. Аксаков по поводу исследований А.С. Хомякова в данном на­ правлении указывал: "Один Хомяков... понимал ложность Западной доро­ ги, которою шли мы, понимал самостоятельность нравственной задачи для Русской земли; один он сознавал в себе и тогда, может быть, еще не впол­ не отчетливо, то, что теперь определенно и ясно в нем выступило, и высказывал в своих статьях"2. У К.Н. Леонтьева встречаем мнение, что "его (А.С. Хомякова - Г.В.) богословские труды и его взгляды на обще­ культурные отношения России к Западу несравненно важнее... его мнений по внутренним нашим делам..."3. Это не совсем так. Именно "внутренние наши дела" определили круг проблем, связанных с антитезой Восток- Запад, стали их причиной. Разработка проблемы Восток-Запад, в свою оче­ редь, помогла осознать и обосновать философу самобытность, уникаль­ ность русского народа на основе анализа религий, обозначить особый путь нашего общества, отличного от западного. Все это будет показано на при­ веденном ниже фактическом материале. Остановимся на противоречии двух культурных типов: России и За­ падной Европы, или Востока и Запада, важном для понимания построений А.С. Хомякова, которые нашли отражение в так и недописанном труде "Семирамида". Центральная мысль исследователя, имеющая значение и в на­ стоящее время, принадлежит противоборству двух начал в истории: свобо­ 1 Из письма А.С. Хомякова - госпоже Н. // Из русской думы: В 2 т. / Сост. Ю. Селиверстов; вступит, статья В.Н. Ганичева, В.Г. Распутина. М.: Роман - газета, 1995. Т. 1.С. 83. 2 Аксаков К.С. Письма о современной литературе // Аксаков К.С. Эстетика и ли­ тературная критика / Сост., вступит, статья, коммент. В.А. Кошелева. М.: Искусство, 1995. С. 189. 3 Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство: Философская и политическая пуб­ лицистика. Духовная проза (1872-1891 годы) / Общ. ред., сост. и коммент. Г.Б. Кремне- ва. М.: Республика, 1996. С. 685.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz