Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

47 "В конечном итоге именно это (соотношение Востока и Запада - Г.В.) при­ вело со временем к довольно длительному периоду раскола русской обще­ ственной мысли на славянофильство и западничество"1, - указывает в сво­ ем исследовании В.А. Дьяков. Славянофилы в своих построениях ратовали за сознательное возвра­ щение к народным истокам, своей национальной культуре. В основе их воззрений лежало непосредственное знакомство с Европой и критическое отношение к ней, в то время как представители западнического направле­ ния превозносили европейскую культуру и критически относились только к явлениям русской жизни. "Западники новейшего времени, - указывает по этому поводу Н.С. Коваленко, - особенно преуспели в тотальной критике Отечества"2. Славянофилы сформулировали типичные черты различия России и Европы, русской и западноевропейской культуры. "Они хотели открыть, - отмечал Н.А. Бердяев, - оригинальный тип культуры и общест­ венного строя на духовной почве православия"3. Теоретические построения основателя славянофильства, Алексея Сте­ пановича Хомякова, об общественном идеале России развивались именно на основе изучения взаимоотношений Востока и Запада, мыслимые им как взаимодействие в истории двух начал: свободы и необходимости. К по­ следним он относил Запад, так как считал, что он основан на принципе ин­ дивидуализма и ему противостоит принцип "соборности". Из положения о соборности вытекала идея славянофильства о том, что допетровская Русь содержала в себе подлинно самобытные начала и потому была идеалом. "Наша древность, - писал А.С. Хомяков, - представляет нам пример и на­ чало всего доброго в жизни частной, судопроизводстве, в отношении лю­ дей между собой..."4. После выхода в свет "Философического письма" П.Я. Чаадаева в жур­ нале "Телескоп", А.С. Хомяков начал спорить с автором. В своем "Письме госпоже Н." в 1836 году он пишет: "...неужели мы так ничтожны по срав­ 1 Дьяков В.А. Славянский вопрос в общесгвенной жизни дореволюционной Рос­ сии. М.: Наука, 1993. С. 11. 2 Коваленко Н.С. П.Я. Чаадаев и славянофилы: проблема патриотизма // Человек и социум: Сборник научных статей. Мурманск: НИЦ "Пазори", 2003. С. 70. 3 Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и на­ чала XX века. Судьба России. М.: ЗАО “Сварог и К", 1997. С. 38. 4 Хомяков А.С. О старом и новом // Сочинения: В 2 т. / Под ред. Е В. Харитонова. М.: Медиум, 1994. Т. 1. С. 463.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz