Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

45 требование такой жизни, какой не может явить Западная Европа), только этим путем совершится примирение сознания и жизни, которое будет тор­ жеством России над Западом"1. Постепенно Ю.Ф. Самарин стал преодолевать гегелевскую филосо­ фию, в основном с помощью А.С. Хомякова, и таким образом неизбежно шел к славянофильству. Показательна в данном случае критика Ю.Ф. Са­ мариным К.Д. Кавелина за то, что последний "принял германское начало личности за абсолютное".2 Окончательно влияние Г.Ф.В. Гегеля было пре­ одолено Ю.Ф. Самариным после 1848 года, поры европейских потрясений, поставившей перед славянофилами задачу спасти Россию от смут, предос­ теречь русское общество от раздора и борьбы. В их стремлении к согласию тезис Г.Ф.В. Гегеля о противоречии как источнике саморазвития и само­ движения оказался неуместным. Итак, славянофильские идеи происходили из двух основных источников: из сознательного углубления в самобытные основы жизни русского народа и из теоретического наследия общеевропейской мысли, в котором наиболь­ шее значение принадлежит шеллингианству, ставшему основой их учения. При этом славянофилы были независимы от западных и мировых влияний; они впервые отнеслись к западным и мировым идеям критически, творче­ ски и самостоятельно. Рациональным концепциям западных философов славянофилы противопоставили начала соборной любви и православные ценности, абстрактному знанию - живое историческое предание. Все это провело грань в понимании общественного идеала западными и русскими мыслителями, обнаружило различия в их философской ментальности, спо­ собствовало обозначению особого пути России в противовес западному. Именно славянофилам, которые сами первоначально сильно зависели от западных источников> принадлежит мысль о необходимости создания собственной философии. Продумыванием задач создания русской филосо­ фии занялся И.В. Киреевский, который, по мнению Э.И. Мюллера, «стре­ мился включить чистую науку разума, кульминацией которого была "отри­ цательная" система Шеллинга, в "положительную" и, следовательно, в бу­ 1 Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. Т.А. Медоиичева. М.: ТЕРРА, 1997. С. 158. 2Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. С. 417.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz