Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
45 требование такой жизни, какой не может явить Западная Европа), только этим путем совершится примирение сознания и жизни, которое будет тор жеством России над Западом"1. Постепенно Ю.Ф. Самарин стал преодолевать гегелевскую филосо фию, в основном с помощью А.С. Хомякова, и таким образом неизбежно шел к славянофильству. Показательна в данном случае критика Ю.Ф. Са мариным К.Д. Кавелина за то, что последний "принял германское начало личности за абсолютное".2 Окончательно влияние Г.Ф.В. Гегеля было пре одолено Ю.Ф. Самариным после 1848 года, поры европейских потрясений, поставившей перед славянофилами задачу спасти Россию от смут, предос теречь русское общество от раздора и борьбы. В их стремлении к согласию тезис Г.Ф.В. Гегеля о противоречии как источнике саморазвития и само движения оказался неуместным. Итак, славянофильские идеи происходили из двух основных источников: из сознательного углубления в самобытные основы жизни русского народа и из теоретического наследия общеевропейской мысли, в котором наиболь шее значение принадлежит шеллингианству, ставшему основой их учения. При этом славянофилы были независимы от западных и мировых влияний; они впервые отнеслись к западным и мировым идеям критически, творче ски и самостоятельно. Рациональным концепциям западных философов славянофилы противопоставили начала соборной любви и православные ценности, абстрактному знанию - живое историческое предание. Все это провело грань в понимании общественного идеала западными и русскими мыслителями, обнаружило различия в их философской ментальности, спо собствовало обозначению особого пути России в противовес западному. Именно славянофилам, которые сами первоначально сильно зависели от западных источников> принадлежит мысль о необходимости создания собственной философии. Продумыванием задач создания русской филосо фии занялся И.В. Киреевский, который, по мнению Э.И. Мюллера, «стре мился включить чистую науку разума, кульминацией которого была "отри цательная" система Шеллинга, в "положительную" и, следовательно, в бу 1 Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. Т.А. Медоиичева. М.: ТЕРРА, 1997. С. 158. 2Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. С. 417.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz