Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

44 отражение в трудах К.С. Аксакова "Об основных началах русской исто­ рии" и А.С. Хомякова "Семирамида"'. В славянофильском учении об об­ щественном идеале можно найти сходные идеи и с Адамом Мюллером, ко­ торые были критически переосмыслены и преломлены через русскую тра­ диционность и православие. Основатель славянофильства, А.С. Хомяков, несомненно, испытал влияние Ф.В.Й. Шеллинга, его натурфилософии и трансцендентализма. Он был знаком также с идеями Г.Ф.В. Гегеля, критике которых посвятил не­ мало страниц. Мыслитель возражал против логического рационализма фи­ лософа, оторванного от реальной жизни, и предлагал устранить отмечен­ ные недостатки с помощью веры. Братья И.В. и П.В. Киреевские увлекались немецкой философией в годы существования "Общества любомудров". Известно, что И.В. Кире­ евский в 1831 году в поездке в Германию слушал лекции Г.Ф.В. Гегеля и Ф.В.Й. Шеллинга. Он, внимательно изучая немецкую философию, при­ знавал ее несомненные достоинства, о чем свидетельствует его статья "Обозрение современного состояния литературы" за 1845 год. И.В. Кире­ евский утверждал, что учение Ф.В.Й. Шеллинга при всей своей внутрен­ ней немощи помогает скинуть оковы чужих учений и возвратиться к ис­ тинной разумности на основе религиозного восприятия мира. При этом И.В. Киреевский наряду с А.С. Хомяковым вслед за Ф.В.Й. Шеллингом ставили под сомнение путь, по которому развивалась западная наука, в ко­ торой невозможно найти истину. Свою любовь к творчеству Г.Ф.В. Гегеля отдали в свое время и Ю.Ф. Са­ марин с К.С. Аксаковым, которые к тому же не испытали влияния Ф.В.Й. Шел­ линга. Увлечение философией Г.Ф.В. Гегеля Ю.Ф. Самариным произошло в период работы над диссертацией. В письме к своему другу А.Н. Попову в 1842 году он писал: "Я готов согласиться, что прекрасен мир славян, что прекрасна эта жизнь свободная, этот уцелевший быт; но существенное его достоинство в моих глазах состоит именно в том, что этот быт и эта жизнь может и должна быть оправдана наукою. Только тогда она сделается на­ шею неотъемлемою собственностью, и мы назовем ее вполне своею. По­ этому дело настоящего времени есть дело науки. Вы знаете, что под нау­ кою я разумею философию, а под философией - Гегеля. Только приняв эту науку от Германии, бессильно удержать ее (оттого, что эта наука выразила 1Указанные работы славянофилов не были окончены.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz