Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
43 оправдание своему идейному разрыву с Европой, к нему же восходит мысль о мире как о цельном творении высшей идеи, которая каждому на роду отвела в этом мире особое место, особую миссию. Русская философская мысль к концу 30-х годов XIX века от идей Ф.В.Й. Шеллинга перешла к освоению философии Г.Ф.В. Гегеля. Указан ные философы, как позже написал Н.А. Бердяев, "стали почти русскими мыслителями"1. Именно через немецкую философию русская философская мысль середины XIX века приходит к пониманию самоценности человече ской личности, действия Мирового Духа, стремящегося к идеалу. Г.Ф.В. Ге гель отмечал, что жизнь людей является орудием и средством мирового духа, носителем которого является каждый раз дух какого-либо одного конкретного народа в определенный исторический период. Он пришел к выводу об избранности немецкой нации в ущерб другим народам, с чем не могли согласиться славянофилы, защищавшие славянские, в первую очередь, русский, народы. Бесспорно, что философия Ф.В.Й. Шеллинга и Г.Ф.В. Гегеля стала одним из источников теоретических построений славянофилов и западни ков. Их философия истории обосновывала тезис о том, что роль народов в человеческой истории определяется полнотой воплощения мирового ду ха. Славянофилы, испытав влияние гегельянской школы, постепенно его преодолели, все же сохранив в преображенном виде некоторые его черты. Отвергнув опасную сторону учения Г.Ф.В. Гегеля, ведущую к революции, славянофилы положили в свою концепцию общественного идеала его идеи о незыблемости монархической формы правления, об историческом при звании народов. Они опирались в своем учении на постулат о том, что ка ждый народ является носителем своей идеи, потому, видимо, отмечали бесполезность и даже вред чужеродных идей. Представители славянофильского направления, таким образом, орга нично усвоили положения немецкой философской школы: Г.Ф.В. Гегеля, Ф.В.Й. Шеллинга, И. Канта. Кроме того, известно увлечение И.В. Киреев ского учением Г. Стеффенса - немецкого мистика, - о котором славянофил писал в журнале "Московитянин" за 1845 год. Идеи славянофильского об щественного идеала имеют корни и в немецкой романтической историо графии (Ф.К. Савиньи), утверждавшей важность познания "народного ду ха", идеализации патриархального уклада жизни. Эти положения получили 1Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С. 24.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz