Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

42 в форму русского шеллингианства, послужив толчком для философского пробуждения в России"1. Раскроем понятие романтизма, которое принесло с собой учение Ф.В.Й. Шеллинга, повлиявшее и на славянофильские воззрения. "Роман­ тизм - слово великое и знаменитое", - писал В.И. Сахаров в своих "Стра­ ницах русского романтизма"2. Согласно Ф.В.Й. Шеллингу, смысл жизни состоит в содействии общему благу, пользе, расцвету всего человечества. Романтизм, достигнув рассвета в 20- 30-е годы XIX века, принес литера­ турным и общественным деятелям идеи самобытности каждого народа, свободы, непрерывающуюся связь с историей, преданием, многовековой традицией. Потому-то романтики жаждали понять и изменить мир и судь­ бы России. Декабристы - революционно; другие же, в том числе и славя­ нофилы, на которых также отразилось влияние романтизма, - путем вос­ питания национального самосознания, просветительством. В течение три­ дцатых годов постепенно были выработаны два полярных мировоззрения, соединенные общим философским романтизмом-западническое и славя­ нофильское. Однако в то время как в кружке будущих западников фило­ софский романтизм шел на убыль, превращаясь в реализм, в славянофиль­ стве он возрастал в своем значении, противопоставляя данные представи­ телей данных направлений друг другу к началу сороковых годов. Идеи Ф.В.Й. Шеллинга стали определяющими для русской философ­ ской мысли. Приверженцев его идей привлекали натурфилософия, обоб­ щающая достижения естествознания, система трансцендентального идеа­ лизма и диалектика. Именно диалектика Ф.В.Й. Шеллинга подготовила последующее в 30-е годы XIX века усвоение философии Г.Ф.В. Гегеля и потому шеллингианство можно считать позитивным явлением. Филосо­ фия Ф.В.Й. Шеллинга особенно сильно повлияла на будущих славянофи­ лов, вероятно, дав им повод к рассмотрению России как стране с огромны­ ми возможностями, которая должна занять достойное место в мировой культуре, а также к осмыслению исторического предназначения каждого народа. Вслед за Ф.В.Й. Шеллингом славянофилы также представили об­ щество как единый организм. В шеллингианстве славянофилы находили 1 Мачкарина О.Д. Концепция личности в русской и немецкой философии конца XIX - начала XX веков (компаративистский анализ): Дис. ... канд. филос. наук. Мур­ манск, 1999. С. 59. 2 Сахаров В.И. Страницы русского романтизма: Книга статей. М.: Сов. Россия, 1988. С. 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz