Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

41 щественной мысли в нем (в славянофильстве - Г.В.) (решительно ни од­ ной), которая не была бы заимствована из некоторых второстепенных французских и немецких писателей..."1. Однако славянофилы не просто перелагали на русский язык германских идеалистов, а творчески их пре­ одолевали. В этом процессе, как отмечает Н.П. Полторацкий, "они шли от идеализма к реализму"2. В первой трети XIX столетия в России стали распространяться воз­ зрения Ф.В.Й. Шеллинга, породив оригинальное русское романтическое шеллингианство. Начало пропаганды в России концепций Ф.В.Й. Шеллин­ га положили в Петербурге Д.М. Велланский и А.И. Галич. Данные мысли­ тели пытались применить систему Ф.В.Й. Шеллинга к естествознанию и антропологии. При этом "Велланский был не только первым, но и самым последовательным приверженцем Ф.В.Й. Шеллинга. Он упорно держался этой философии до конца жизни и в пропаганде шеллингианства видел свою заслугу..."3. В Москве сторонниками и популяризаторами шеллинги­ анства стали И.И. Давыдов, Н.И. Надеждин и М.Г. Павлов. Именно М.Г. Павлов воспитал целое поколение будущих "любомудров", распро­ страняющих идеи немецкого идеализма среди дворянской молодежи в 20-е годы XIX века. Одним из самых активных сторонников шеллингианства в России был В.Ф. Одоевский, который свое творческое осмысление положений Ф.В.Й. Шеллинга осуществлял в "Обществе любомудров" наряду с буду­ щими славянофилами И.В. Киреевским и В.А. Кошелевым, а также в жур­ нале "Мнемозина"4. "Любомудры" при этом не были последовательными шеллингианцами, более обращая внимание на прикладную сторону систе­ мы немецкого мыслителя и прилагая отдельные ее положения к антропо­ логии, психологии, физике, физиологии и эстетике. "Шеллингианство на рус­ ской почве, - отмечает О.Д. Мачкарина, - было трансформировано в итоге 1Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т / Под ред. В.Я. Кирио- тина. М.: Гослитиздат, 1947. Т. 3. С. 85. 2 Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 131. 3 Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX - XIX веков. 2-е изд., испр. и доп. Л.: ЛГУ, 1989. С. 179. 4 См. об этом: Песков А.М. У истоков русского философствования: шеллингиан- ские таинства любомудров // Вопросы философии. 1994. № 5. С. 89-100.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz