Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

40 Славянофильский идеологический комплекс, основанный на тради­ ционализме, неприятии индивидуалистического общества, возник и разви­ вался, таким образом, в противопоставлении с "классической" либераль­ ной традицией, от теории естественного права до утилитаризма. Более то­ го, противопоставляя государству свой внеполитический идеал общества, славянофилы примыкают к августиновской модели "двух градов" и отвер­ гают какую бы то ни было секуляризованную политическую концепцию. В XVIII - начале XIX веков в Россию в результате приглашения из Гер­ мании большого числа специалистов для преподавания в российских вузах проникают учения немецких философов-идеалистов: Г.Б. Бильфингера, И.Г. Шварца, И.Г. Буле, И.Б. Шада, И.Ф. Фишера и других. Известно, что еще весной 1789 года Н.М. Карамзин посетил Иммануила Канта, и "с тех пор Кант - наставник русских"1, указывает А.В. Гулыга. В 1804-1805 го­ дах появились переводы трудов этого немецкого мыслителя, вокруг его учения развернулась полемика. Наиболее популярно кантианство было в Казанском и Харьковском университетах2. Однако И. Кант занял достой­ ное место в философии России лишь в середине XIX века по причине рас­ пространения воззрений Ф.В.Й. Шеллинга и затем - Г.Ф.В. Гегеля. В начале столетия получила некоторое распространение также фило­ софия И.Г. Фихте, заметную роль в котором сыграл немецкий его последо­ ватель И.Б. Шад. Положения И.Г. Фихте, выраженные в "Речах к немецкой нации", позже отразились в концепции национального самосознания сла­ вянофилов. Немецкой философской мысли принадлежит наибольшая роль в ста­ новлении общественного идеала XIX века. В этой связи T.J1. Чистякова констатирует, что немецкая классическая философия стала одним из жи­ вых источников формирования славянофильства3. Существует воззрение, согласно которому считается, что славяно­ фильство целиком пришло с Запада. Сторонником указанной позиции был, например, Н.Г. Чернышевский, который полагал, что "...нет ни одной су' Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. С. 15. 2 С критикой субъективизма философии И. Канта в Казанском университете выступа­ ли Н.И. Лобачевский и А.С. Лубкин; в Харьковском университете - Т.Ф. Осиповский. 3 См. об этом: Чистякова Т.Л. Влияние немецкой философии на формирование концепции личности славянофилов в начале XIX века: Автореф. дис... канд. филос. на­ ук. Мурманск, 2002. С. 14.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz