Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
39 ства. Отметим при этом, что славянофилы в ключевых вопросах занимали противоположную Ж.Ж. Руссо позицию. Так, последний выступал против "старого" общественного порядка, связанного с феодально-абсолютистским строем, воспевал государственность, в которой отводил религии роль лишь нравственно-организующего начала. "А для государства весьма важно, - писал мыслитель, - чтобы каждый гражданин имел религию, которая за ставляла бы его любить свои обязанности; но догматы этой религии инте ресуют государство и его членов лишь постольку, поскольку эти догматы относятся к людям и обязанностям"'. Славянофильские идеи имеют также сходные положения с Ж. Сен- Симоном, стремившегося воскресить органичные отношения средневеко вья на новых, индустриальных основах и создать всенародную "церковь трудящихся", с идеологами времен Реставрации Ж.М. де Местром, позд ним Ф. Шлегелем, которые основывали свою "органическую" утопию на вос становлении божественного права на власть. Славянофилы развили также утверждение Ф. Гизо о том, что всегда религия принимала большое уча стие в цивилизации народов и поставили религию во главу всей своей кон цепции. Необходимо отметить, что славянофилы принимали общую идею руссоизма и унаследовавших ее социальных доктрин не для того, чтобы способствовать развитию общества в радикально-демократическом на правлении, а наоборот, чтобы избежать подобного развития. Западные социальные утопии толкуются славянофилами как тоска За пада по безвозвратно потерянному цельному и органическому обществу и как попытка заменить его искусственными ассоциациями. Для России же подобная цельность - недавнее прошлое, все еще живое в крестьянских общинах и в церковном учении о соборности, в "необозримой степи" пет ровского государства. Полное восстановление этой цельности во всех сфе рах политической и общественной жизни - способ уберечься от противо речий и дилемм либеральной Европы и обеспечить постепенный и гармо нический прогресс без социальных потрясений. Славянофилы, отталкиваясь от идей мыслителей - утопистов и не приемля в целом их проектов иде ального общества, выдвинули свою утопию - русскую общину. В этой свя зи учение славянофилов П.Я. Чаадаев назвал "ретроспективной утопией". 1 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: ТЕРРА; Канон - Пресс 2000. С. 320.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz