Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
38 шихся предпосылкой их учения. Указанные предпосылки являлись резуль татом закономерного процесса влияния и взаимовлияния западного про свещения на русское. Здесь можно говорить и о влиянии западной фило софской мысли на всю духовную культуру и просвещение России. М.О. Гершензон очень метко определил людей той эпохи: "воспитан на евро пейский лад, недоумевает результатами европейской жизни и обращается к русской старине"1. Взаимосвязь русской и западной философии XIX века уходит своими корнями во времена реформ Петра I, когда в Россию устремились потоки западноевропейской и особенно Германской культуры. Философские по ложения, усваиваясь Россией, постепенно становились неотъемлемыми ее элементами. Надо отметить, что данный процесс был достаточно сло жен и неоднозначен: с одной стороны, он сопровождался протестами про тив западного просвещения, а с другой, защитой его сторонников. С середины XVIII столетия в России необычайно популярна была французская "вольнодумная" просветительская литература, а в XIX веке всеобщее признание получила немецкая философская мысль. Этому во мно гом способствовала война 1812 года, обострившая национальные чувства. «Увлечение французской просветительной литературой во второй половине XVIII века, - встречаем в работе А.А. Галактионова и П.Ф. Никандрова, - сменяется враждебным отношением к ее представителям. Понятие "воль- терианец", тождественное прежде просвещенности и свободомыслию, приобретает теперь предосудительный опенок в политическом и мораль ном отношениях»2. Однако славянофилы в своих поисках общественного идеала России определенно испытали влияние руссоистской традиции. У Ж.Ж. Руссо "общественный договор" не ограничивался примирением личных интересов, но создавал настоящее "коллективное существо", управляемое непосредственным нравственным инстинктом народа. Оно выступает как единственный хранитель "воли" и "суверенитета", его вла стью индивидуум "принуждается к свободе", а действительно полноцен ной личностью индивидуум становится лишь по мере того, как способст вует общему самоопределению народа. Славянофилы позаимствовали идею о суверенитете народа у Ж.Ж. Руссо, поставив народ выше государ 1Гершенэон М.О. Славянофильство // Вопросы философии. 1977. № 12. С. 68. 2 Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX веков. 2-е изд., испр. и доп. Л.: ЛГУ, 1989. С. 177.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz