Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

37 вянофильство перестало существовать как особое направление русской общественной мысли. Однако идеи совершенствования российского обще­ ства в контексте православных ценностей дали импульс многим последо­ вателям, в том числе отмеченным выше. Славянофилы, как и западники не разрешили вопросов русского общества. Попытки охватить жизнь цело­ го народа в одной формулировке и, опираясь на нее, заглянуть вперед, не привели к явному, ощутимому результату. Однако мыслители осветили многие стороны славянского народного характера, быта и истории; они определили русское национальное самосознание как религиозное по духу и цели, а также поставили перед нашим самосознанием основную тему - тему Востока и Запада. Славянофилы поместили Россию в центр мировой цивилизации и пророчили ей великое будущее; они одни из первых заду­ мались об общественном идеале России. Таким образом, общественные идеалы декабризма содержали в себе европейские стандарты с элементами российской специфики и выражали интересы прозападной части общества. Декабризм побудил славянофилов к формированию национальной идеи, осмыслению общественного идеала России на основе ее самобытности. Исходным пунктом в образовании кружка славянофилов стали прозападные воззрения П.Я. Чаадаева, кото­ рым славянофилы противопоставили безусловную любовь к своему отече­ ству, проявившуюся в поиске внутренних источников прогрессивного пути России. Общественные идеалы славянофильства явились, таким образом, выходом из идеологического кризиса постдекабристского периода. 1.5. Влияние западной философии на представления славянофилов об общественном идеале России Идейное течение, получившее название славянофильства, было край­ не неоднородно, если проанализировать взгляды его представителей. В его идейном арсенале соседствовали в значительной степени противоречивые мысли и положения, эклектично объединявшиеся в общую концепцию. Так, наряду с твердыми национально-государственными ценностями, ос­ нованными на идеях Земского собора 1613 года, славянофилы несли в себе и достаточно сильный заряд европейско-либерапьной идеологии. У истоков славянофильства стоит немалое количество философских, социальных, идеологических и духовно-нравственных концепций, явив

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz