Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

35 ным позициям в 40-50-х годах были писатели В.И. Даль, А.Н. Островский, С.Т. Аксаков, Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков. Начались дискуссии с западниками, которые ратовали за внедрение западных идеалов на пути развития России и пропагандировали свои взгляды в "Отечественных записках" во главе с В.Г. Белинским. "Отечест­ венным запискам" противостоял "Московитянин", сделавшийся эхом сла­ вянофильской школы. Как справедливо отметил Н.А. Бердяев, "русское национальное самосознание и самосознание всеславянское рождалось у нас в распрях славянофильства и западничества"1. Данные споры в целом име­ ли позитивное значение и способствовали развитию русской философской мысли. Эти разногласия, по мнению Г.В. Флоровского, возникли именно в сфере идеалов: "Не в области общественно-исторического миросозерца­ ния возник раздор; раскол совершился и раньше, и глубже - в сфере идеалов"2. В одной из своих статей А.С. Хомяков описал, каким образом сложились два направления общественной мысли России - славянофильство и запад­ ничество: "Испытующий ум обратился строже прежнего на весь быт наш и на все наше просвещение... Так возникли два направления, к которым более или менее принадлежат все пишущие люди. Одно из этих направле­ ний открыто признает за русским народом обязанность самобытного раз­ вития и право самотрудного мышления; другое... отстаивает обязанность постоянно ученического отношения нашего к народам Западной Европы..."3. В истории славянофильства выделяют четыре этапа. Первый этап - (1838-1848 годы) - наиболее насыщен в теоретическом и событийном плане. Славянофилы создавали свои учения в беседах и спо­ рах друг с другом, "соборно". "Соборность как общность людей, объеди­ ненных верой в православные ценности, гарантирующие духовные ценности личности и истинность познания, свободу каждого и единство всех, для славя­ нофилов фактически воплотилась в их кружке"4 - указывает Т.И. Благова. В 1844 году славянофильство замкнулось в узком кружке сторонни­ ков, разорвав отношения с западниками, с которыми до этого времени они 1 Бердяев Н А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. С. 120. 2 Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. С. 35. 3 Хомяков А.С. Замечания на статью г. Соловьева "Шлецер и антиисторическое направление" // Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. М .: Медиум, 1994. Т. 1. С. 519. 4 Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреев­ ский. М.: Высшая школа, 1995. С. 20.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz