Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
33 даева1. В них прослеживался напряженный общественный интерес мысли теля и его увлечение христианской мистикой2. Знаменитое философиче ское письмо Петра Яковлевича задало тон философским исканиям славя нофилов по проблеме общественного идеала России и потрясло всю мыс лящую Россию. "Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь, - указывал А.И. Герцен, - тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь... - все равно надобно было проснуться"3. Действительно, после восстания 14 декабря 1825 года не было ни одного произведения, ко торое бы имело такое сильное впечатление. Учение П.Я. Чаадаева спрово цировало оформление славянофильства, своеобразно преломившись сквозь концепции его представителей, положило начало длительной философской полемике о назначении и пути России. Политический опыт декабристов определенно повлиял на формирова ние воззрений и жизненной позиции славянофилов. "Он способствовал формированию у них отрицательного отношения к деспотизму, некоторой оппозиционности к самодержавной власти и вместе с тем убежденности, что революционный путь - путь гибельный, который не может привести Россию к необходимым (позитивным) переменам", - отмечает Е.А. Дуд зинская4. Само же славянофильство, как отмечал В.И. Кулешов, "искони... было антидекабристским течением, антидемократическим, антиреалисти- ческим"5. Невозможность по политическим условиям непосредственного соци ального преобразования общества привела к тому, что вся активность пе решла в идейно-теоретические споры в кружках - сначала Московских, а затем и Петербургских, из которых вышло славянофильство и западниче ство. Этот период можно определить как новый этап подъема националь ного самосознания русского народа. Данный подъем духа нации мыслился уже не в узких этнических рамках, а в более широком контексте (идея сла вянофилов о возрождении славян). 1Первое "Философическое письмо" было опубликовано только в 1836 году в № 15 журнала "Телескоп". 2 Такое мировоззрение П.Я. Чаадаева было названо М.О. Гершензоном противоречивым термином "социальный мистицизм". См.: Гершензон М.О. Избранное: В 3 т. М. - Иерусалим: Университетская книга; Gesharim, 2000. Т. 1. С. 409. 3Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. М.: Академия наук СССР, 1956. Т 9. С. 139. 4Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М.: Мысль, 1983. С. 26. 5 Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М.: Худож. лит., 1976. С. 278
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz