Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

33 даева1. В них прослеживался напряженный общественный интерес мысли­ теля и его увлечение христианской мистикой2. Знаменитое философиче­ ское письмо Петра Яковлевича задало тон философским исканиям славя­ нофилов по проблеме общественного идеала России и потрясло всю мыс­ лящую Россию. "Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь, - указывал А.И. Герцен, - тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь... - все равно надобно было проснуться"3. Действительно, после восстания 14 декабря 1825 года не было ни одного произведения, ко­ торое бы имело такое сильное впечатление. Учение П.Я. Чаадаева спрово­ цировало оформление славянофильства, своеобразно преломившись сквозь концепции его представителей, положило начало длительной философской полемике о назначении и пути России. Политический опыт декабристов определенно повлиял на формирова­ ние воззрений и жизненной позиции славянофилов. "Он способствовал формированию у них отрицательного отношения к деспотизму, некоторой оппозиционности к самодержавной власти и вместе с тем убежденности, что революционный путь - путь гибельный, который не может привести Россию к необходимым (позитивным) переменам", - отмечает Е.А. Дуд­ зинская4. Само же славянофильство, как отмечал В.И. Кулешов, "искони... было антидекабристским течением, антидемократическим, антиреалисти- ческим"5. Невозможность по политическим условиям непосредственного соци­ ального преобразования общества привела к тому, что вся активность пе­ решла в идейно-теоретические споры в кружках - сначала Московских, а затем и Петербургских, из которых вышло славянофильство и западниче­ ство. Этот период можно определить как новый этап подъема националь­ ного самосознания русского народа. Данный подъем духа нации мыслился уже не в узких этнических рамках, а в более широком контексте (идея сла­ вянофилов о возрождении славян). 1Первое "Философическое письмо" было опубликовано только в 1836 году в № 15 журнала "Телескоп". 2 Такое мировоззрение П.Я. Чаадаева было названо М.О. Гершензоном противоречивым термином "социальный мистицизм". См.: Гершензон М.О. Избранное: В 3 т. М. - Иерусалим: Университетская книга; Gesharim, 2000. Т. 1. С. 409. 3Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. М.: Академия наук СССР, 1956. Т 9. С. 139. 4Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М.: Мысль, 1983. С. 26. 5 Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М.: Худож. лит., 1976. С. 278

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz