Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

32 цузский путешественник Астольф де Кюстин, совершивший путешествие в Россию в 1839 году: "...все, что составляет главную прелесть хорошо ор­ ганизованных обществ, все, в чем заключается смысл существования по­ литических учреждений, все сводится здесь к одному - единственному чувству - к страху"1. Россия - это единственная страна, где невозможно счастье, где нет свободы, где "страх заменяет, вернее, парализует мысль". Лгать здесь - значит охранять престол, говорить правду - значит потрясать основы общества. Восстание декабристов стало значительным событием в русской исто­ рии. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая по­ пытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и дея­ тельность декабристов оказали существенное влияние на последующих общественных деятелей. Восстание декабристов и его жестокое подавле­ ние, расправа над его участниками дали толчок к дифференциации обще­ ственных интересов. В общественном движении второй четверти XIX века началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либе­ рального и консервативного. Консерватизм в России, опираясь на теории, доказывавшие незыбле­ мость самодержавия и крепостного права, своими корнями уходит в пери­ од укрепления Русского государства. Своеобразие России заключалось в при­ знании самодержавия как единственно возможной формы правления2. Идеологическое обоснование самодержавию дал министр народного про­ свещения граф С.С. Уваров в теории "официальной народности", основан­ ной на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о добровольном союзе госуда­ ря и народа, об отсутствии социального антагонизма в русском обществе. Теория официальной народности развивались журналистами Ф.В. Булга­ риным, Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. По­ годиным, С.Г1. Шевыревым. Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Известно, что по итогам восстания декабристов в 29-30-х годах XIX века были написаны философские письма П.Я. Чаа­ 1Кюстин А. Николаевская Россия: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. С. 153. 7 Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержави в 1917 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz