Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
32 цузский путешественник Астольф де Кюстин, совершивший путешествие в Россию в 1839 году: "...все, что составляет главную прелесть хорошо ор ганизованных обществ, все, в чем заключается смысл существования по литических учреждений, все сводится здесь к одному - единственному чувству - к страху"1. Россия - это единственная страна, где невозможно счастье, где нет свободы, где "страх заменяет, вернее, парализует мысль". Лгать здесь - значит охранять престол, говорить правду - значит потрясать основы общества. Восстание декабристов стало значительным событием в русской исто рии. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая по пытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и дея тельность декабристов оказали существенное влияние на последующих общественных деятелей. Восстание декабристов и его жестокое подавле ние, расправа над его участниками дали толчок к дифференциации обще ственных интересов. В общественном движении второй четверти XIX века началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либе рального и консервативного. Консерватизм в России, опираясь на теории, доказывавшие незыбле мость самодержавия и крепостного права, своими корнями уходит в пери од укрепления Русского государства. Своеобразие России заключалось в при знании самодержавия как единственно возможной формы правления2. Идеологическое обоснование самодержавию дал министр народного про свещения граф С.С. Уваров в теории "официальной народности", основан ной на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о добровольном союзе госуда ря и народа, об отсутствии социального антагонизма в русском обществе. Теория официальной народности развивались журналистами Ф.В. Булга риным, Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. По годиным, С.Г1. Шевыревым. Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Известно, что по итогам восстания декабристов в 29-30-х годах XIX века были написаны философские письма П.Я. Чаа 1Кюстин А. Николаевская Россия: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. С. 153. 7 Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержави в 1917 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz