Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

31 ля причудливо переплетались элементы социалистического и капитали­ стического способов производства. Таким образом, декабристы стремились ускорить продвижение стра­ ны к государствам западного типа. Одни предполагали реформистский путь преобразования России (Н.М. Муравьев), другие - радикальный (П.И, Пестель). В целом декабризм отражал общественные идеалы евро­ пейски ориентированной части общества того периода и не принимал в рас­ чет интересы остальной части населения. Однако их проекты несли печать российской специфики: великодержавность, проявившаяся в стремлении сделать всех подданных русскими, централизм, уравнительность и, несо­ мненно, явились предтечей славянофильских воззрений. Как известно, после смерти императора Александра I заговорщики 14 де­ кабря 1825 года призвали к отказу от присяги Николаю и надеялись на вве­ дение конституции Сенатом. Восстание было подавлено, оно показало, на­ сколько далеки от масс были идеалы западной демократии. Николай I стал императором. Западный путь император отвергал и планировал изменить то, что было сделано до него. В одном из первых манифестов после 14 де­ кабря Николай I поставил задачу: "Очистить Русь от... заразы, извне к нам нанесенной"1. Несмотря на заявление и предпринимаемые попытки уп­ разднить все то, что отжило, в России никаких позитивных сдвигов не происходило. Поражение декабристского восстания и, как следствие, усиление в стра­ не бюрократической власти заставили мыслящую часть дворянства поду­ мать не об улучшении петровской системы управления и ценностях, ле­ жавших в ее основе, а об иных возможностях развития России. Эти воз­ можности, обозначенные впоследствии славянофилами, виделись на путях возврата к истокам допетровской России, к земским соборам, широкому местному самоуправлению и ликвидации социально-культурного раскола между правящим классом и простым народом. Однако после декабрьского восстания "все попытки основывать общества не удавались действительно, - отмечал А.И. Герцен, - бедность сил, неясность целей указывали на не­ обходимость другой работы - предварительной, внутренней".2 Вот как описал состояние российского общества первой половины XIX века фран­ 1 Цит. по: Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. 2-е изд., испр. и дополн. Брянск: Курсив, 1996. С. 207. 2 Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30т. М.: Академии наук СССР, 1956. Т. 8. С 144.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz