Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

27 посвятить себя поискам "внутренней" правды. Православие они связывали с понятиями любви и единства как основополагающие принципы общест­ венной жизни. Народ же в их представлении - активная сила, сохранившая истинную православную веру и национальный уклад жизни, а не материал для правительственных мер. Кроме того, искреннее недовольство сущест­ вующим порядком в обществе, желание перемен, пусть даже ретроспек­ тивных, принципиально отличало славянофилов от идеологии представи­ телей "официальной народности". «Славянофилы же, - указывает А.М. Пес­ ков, - строили свою "внутреннюю историю" в обратной последовательно­ сти, сакрализуя не государство, а народ и ставя все вопросы, связанные с функциями государства в зависимость от нравственных проблем "народ­ ности"...»1. Мы рассмотрели динамику общественного идеала России с древних времен до первой четверти XIX века. Последующее осмысление проблемы наряду с попытками построения идеального российского общества осуще­ ствлялось декабристами, западниками и славянофилами, а далее развива­ лось, во многом опираясь на учения последних. 1.3. Общественный идеал России в теоретическом наследии декабристов Первая четверть XIX века характеризуется распространением просве­ тительской мысли среди интеллигенции, вдохновившей декабристов на ре­ волюционное восстание 14 декабря 1825 года. Поводом для радикальных мер декабристов послужило социальное зло и несправедливость в русском обществе. "Русское царство XIX века, - указывал Н.А. Бердяев, - было противоречивым и нездоровым, в нем был гнет и несправедливость, но пси­ хологически и морально это не было буржуазное царство, и оно противо­ поставляло себя буржуазным царствам Запада"2. Начиная с петербургско­ го, императорского периода в российском обществе существовал скрытый конфликт между империей и Русью народной, выражением которого стало впоследствии славянофильство. "В XIX веке, - отмечал Н.А. Бердяев, - конфликт принял новые формы - столкнулась Русь, ищущая социальной правды, царства правды с империей, искавшей силы”3. 1 Песков А.М. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии. 1992 № 8. С. 108. 2См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С. 15-16. 3 См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С. 16.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz