Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
27 посвятить себя поискам "внутренней" правды. Православие они связывали с понятиями любви и единства как основополагающие принципы общест венной жизни. Народ же в их представлении - активная сила, сохранившая истинную православную веру и национальный уклад жизни, а не материал для правительственных мер. Кроме того, искреннее недовольство сущест вующим порядком в обществе, желание перемен, пусть даже ретроспек тивных, принципиально отличало славянофилов от идеологии представи телей "официальной народности". «Славянофилы же, - указывает А.М. Пес ков, - строили свою "внутреннюю историю" в обратной последовательно сти, сакрализуя не государство, а народ и ставя все вопросы, связанные с функциями государства в зависимость от нравственных проблем "народ ности"...»1. Мы рассмотрели динамику общественного идеала России с древних времен до первой четверти XIX века. Последующее осмысление проблемы наряду с попытками построения идеального российского общества осуще ствлялось декабристами, западниками и славянофилами, а далее развива лось, во многом опираясь на учения последних. 1.3. Общественный идеал России в теоретическом наследии декабристов Первая четверть XIX века характеризуется распространением просве тительской мысли среди интеллигенции, вдохновившей декабристов на ре волюционное восстание 14 декабря 1825 года. Поводом для радикальных мер декабристов послужило социальное зло и несправедливость в русском обществе. "Русское царство XIX века, - указывал Н.А. Бердяев, - было противоречивым и нездоровым, в нем был гнет и несправедливость, но пси хологически и морально это не было буржуазное царство, и оно противо поставляло себя буржуазным царствам Запада"2. Начиная с петербургско го, императорского периода в российском обществе существовал скрытый конфликт между империей и Русью народной, выражением которого стало впоследствии славянофильство. "В XIX веке, - отмечал Н.А. Бердяев, - конфликт принял новые формы - столкнулась Русь, ищущая социальной правды, царства правды с империей, искавшей силы”3. 1 Песков А.М. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии. 1992 № 8. С. 108. 2См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С. 15-16. 3 См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С. 16.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz