Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

26 Близок "любомудрам" в своей вере в Россию Н.В. Гоголь. Со славя­ нофилами его роднит глубокое ощущение религиозной трагедии Запада. Н.В. Гоголь и славянофилы видели своеобразие русского пути в Правосла­ вии и в некотором роде явились, по-мнению В.В. Зеньковского, "пророка­ ми православной культуры"1. Н.В. Гоголь один из первых начал тему соз­ дания православной культуры, развитие которой продолжается до наших дней. Он отмечал: "Общество тогда только поправится, когда всякий част­ ный человек займется собою и будет жить как христианин, служа Богу те­ ми орудиями, которые ему даны...".2 При этом социальные проекты Н.В. Гоголя, высказанные им в "Избранных местах из переписки с друзья­ ми" и критически встреченные как славянофилами, так и западниками, но­ сят утопический характер и заключаются в идеальном, "очищенном" состоянии всех существующих общественных явлений его эпохи. Осмысление общественного идеала России отразилось и в творчестве А.С. Пушкина, великого гения национального бытия, предшествующего славянофильскому самосознанию. Поэт воспевал в своих стихотворениях свободу, неприятие насилия, ответственность власти перед народом, еди­ нение народов в "великую семью". Известно, что А.С. Пушкин в ответ на критику России П.Я. Чаадаева заявил, что ему не хотелось бы иметь ни­ какой другой истории. В целом во многом благодаря А.С. Пушкину стало возможно идеологическое самосознание всего русского общества. Остановимся также на теории официальной народности, сформулиро­ ванной графом С.С. Уваровым в 1832 году и выражающей идеалы опреде­ ленной прослойки общества. Данную теорию зачастую полагают идентич­ ной славянофильскому идеалу. Так, С. Покровский писал: "...идеология славянофилов, с самого начала близкая уваровской формуле, стала сли­ ваться с нею".3 Правительственная формула "православие, самодержавие, народность" предполагала зависимость народности от государства. Однако хоть славянофилы и были близки к правительственной доктрине, их "на- родолюбие" нельзя отождествлять с официальной народностью. Указан­ ным принципам представители славянофильства придавали иной смысл. Так, защищая самодержавие, они тем самым давали народу возможность 1 См.: Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / Сост. П.В. Алексеева. М.: Республика, 1997. С. 50. 2 Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. / Сост. и коммент. В.А. Воропаева, И.А. Виноградова. М.: Русская книга, 1994. Т. 6. С. 391. 3 Покровский С. Мнимая звезда // Вопросы литературы. 1969. № 5. С. 126.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz