Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
25 нами А.И. Кошелевым и И.В. Киреевским. Члены общества оценивали ев ропейскую цивилизацию, взаимоотношения России и Запада. В альманахе "Мнемозина", который они издавали в годы существования кружка, на стойчиво звучал призыв изучать свою родину. Эту же работу продолжил "Московский вестник" в 1827-1830 годах. Руководящей идеей при этом являлось разработанное на немецкой философской почве учение о народ ности и идея особой миссии России в мировой истории. Постановка ука занной проблемы занимала все выдающиеся умы того времени. Интерес для нас представляет роман В.Ф. Одоевского под названием "Русские ночи". Автор излагает устами одного из участников диалога в неко тором роде доктрину славянофильства: "Горькое и странное зрелище ви дим мы на Западе. Старый Запад... видит одни части, одни признаки - об щее для него непостижимо и невозможно. Религиозное чувство погибает... Запад гибнет!"1. Автор верил в великую миссию России в деле спасения Европы: "Не одно тело должны спасти, но и душу Европы. Мы поставлены на рубеже двух миров: протекшего и будущего; мы новы и свежи; мы не причастны преступлениям старой Европы; пред нами разыгрывается странная, таинственная драма, которой разгадка, может быть, таится в глубине рус ского духа..."2. В какой-то мере предвосхитил идеи славянофилов Д.В. Веневитинов. Он задался вопросом, в какой степени Россия шла в своем развитии в рус ле развития общечеловеческого, не ставя, впрочем, как несколько лет спустя П.Я. Чаадаев вопроса о том, как могла страна выйти из-под дейст вия всеобщей закономерности. Д.В. Веневитинов пришел к выводу, что Россия "все получила извне; оттуда это чувство подражательности... рабо лепство; оттуда совершенное отсутствие всякой свободы и истинной дея тельности".3 Мыслитель выдвинул просветительскую и идеалистическую концепцию преобразования общества, целью и средствами которого явля ются культура, философия, просвещение. Эту концепцию иногда пред ставляли как раннее славянофильство, поскольку Д.В. Веневитинов ставил в ее центр достижение самобытности русского народа. Конечно, эго не так. Бесспорно только, что идеи Д.В. Веневитинова послужили источником для развития некоторых идей славянофильства. 1Одоевский В.Ф. Русские ночи // Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2 т. / Вступ. ста тья, сост. и коммент. В.И. Сахарова. М.: Худож. лит., 1981. 'Г. 1. С. 200. 2Там же. С. 202. 3 Цит. по: Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М.: Наука, 1980. С. 97.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz