Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
24 государства, народы хотят утвердить свой национальный лик, обладать определенной самостоятельностью. Во всем мире к XIX веку формируются национальные государства и национальные индивидуальности. В связи с этим небезынтересна мысль Н.А. Бердяева о том, что "человечество идет к единству через национальную индивидуализацию"1. Отечественная вой на подготовила почву, на которой зародилось славянофильское самосозна ние, став одним из истоков славянофильства. Большое влияние при этом оказало знакомство русских людей с жизненными стандартами Европы во время заграничных походов. Все больше находится людей, побывавших в Европе, критически осмысливающих европейскую культуру и изменяю щих в результате свои воззрения на жизнь. Вопрос о национальном само определении и наилучшем порядке в обществе встал перед русскими людь ми, началась переоценка петербургского периода русской истории. Война 1812 года всколыхнула русский народ и заставила передовых людей того времени по-новому взглянуть на его историческую роль. «С этого времени, - утверждают А.А. Галактионов и П.Ф. Никандров, - понятие "народность" прочно входит в русскую литературу и обществен ную мысль"».2Мыслители критически относятся к буржуазному обществу, замечают пустоту русской жизни, с особым вниманием обращаются к про блеме общественного идеала, в том числе основанного на народнической идеологии. Князь П.А. Вяземский в этой связи в своем письме А.И. Турге неву отмечал: "Я ничего не знаю скучнее русской жизни: в ней есть что-то такое черствое, которое никак в горло не лезет; давишься, да и полно, а сердце (желудок нравственного бытия) бурчит от пустоты".3 В 20-е годы XIX века в Москве формируется течение, ставшее исто рическим предварением будущего славянофильства - это общество "лю бомудров".4 "Любомудрие" существовало с 1823 по 1825 годы во главе с князем В.Ф. Одоевским и секретарем Д.В. Веневитиновым, а также чле 1 Бердяев Н. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. С. 106. 2 Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX XIX веков 2-е изд., испр. и доп. JI.: ЛГУ, 1989. С. 284. 3Остафьевский архив князей Вяземских: Переписка князя Г1.А. Вяземского с А.И. Тур геневым Вяземский: В 5 т. СПб.: Тип. М М. Стасюлевича, 1899. Т. 1. С. 193. 4 Некоторые исследователи кружка "любомудров1', полагают, что славянофильст во было консервативно-реакционной ветвью развития любомудрия. См. об этом: Ка менский З.А. Московский кружок любомудров. М.: Наука, 1980. С. X1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz