Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

23 го и духовного быта, то есть также встать на путь революции. Первые рус­ ские интеллигенты А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Ф.В. Кречетов, вдохнов­ ленные идеями просветителей и Французской революции, призывали к ко­ ренной ломке российского общества на европейский лад. Одной из форм выражения общественно-политических интересов прозападной части об­ щества стало масонство, выступающее за ограничение влияния церкви на общество, против национализма и деспотической монархии. Масоны распространяли идеалы буржуазных революций Запада, призывали к сво­ боде, равенству и братству1. Именно масонским идеалам впоследствии стали противостоять идеалы славянофильства, основанные на традицион­ ности и православии русского народа. В теоретическом осмыслении русского общества начала XIX века большая роль принадлежит великому историку александровской эпохи Н.М. Карамзину, автору "Истории Государства Российского". Возвеличи­ вание монархического начала, его священного характера, оправдание авто­ ритетности правления русских царей - все эти идеи проходят через его ра­ боты. Н.М. Карамзин пытался посредством истории решить противоречия общественной жизни. Ему удалось показать начала культурно-исторической идентичности России, зажечь любовь к своей стране, пробудить мысль и задать исторический вектор для будущего философского осмысления ее идеалов. Не подлежит сомнению, что историческое осмысление жизни русского народа Н.М. Карамзина было взято на вооружение славянофила­ ми при их философско-исторических изысканиях, в том числе в статье А.С. Хомякова "О старом и новом". Вслед за Н.М. Карамзиным славяно­ филы продолжили критику преобразований Петра I, утверждали самодер­ жавие как единственно возможную для России форму правления. "Госу­ дарство, - указывал историк, - может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях"2. Данная мысль также находит свое выражение в философии славянофилов, которые выступали против подра­ жания Западу, отстаивая тем самым самобытность сфаны. Национальное сознание русского народа растет далее во многом бла­ годаря наполеоновским войнам. Неслучайно этот период Н.А. Бердяев на­ звал самым националистическим веком: кристаллизуются национальные 1Масонство в России было запрещено в 1822 году императором Александром 1. 2 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданст­ венном отношениях / Предисл., подг. текста и примеч. Ю.С. Пивоварова. М.: Наука, 1991. С. 33.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz