Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
23 го и духовного быта, то есть также встать на путь революции. Первые рус ские интеллигенты А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Ф.В. Кречетов, вдохнов ленные идеями просветителей и Французской революции, призывали к ко ренной ломке российского общества на европейский лад. Одной из форм выражения общественно-политических интересов прозападной части об щества стало масонство, выступающее за ограничение влияния церкви на общество, против национализма и деспотической монархии. Масоны распространяли идеалы буржуазных революций Запада, призывали к сво боде, равенству и братству1. Именно масонским идеалам впоследствии стали противостоять идеалы славянофильства, основанные на традицион ности и православии русского народа. В теоретическом осмыслении русского общества начала XIX века большая роль принадлежит великому историку александровской эпохи Н.М. Карамзину, автору "Истории Государства Российского". Возвеличи вание монархического начала, его священного характера, оправдание авто ритетности правления русских царей - все эти идеи проходят через его ра боты. Н.М. Карамзин пытался посредством истории решить противоречия общественной жизни. Ему удалось показать начала культурно-исторической идентичности России, зажечь любовь к своей стране, пробудить мысль и задать исторический вектор для будущего философского осмысления ее идеалов. Не подлежит сомнению, что историческое осмысление жизни русского народа Н.М. Карамзина было взято на вооружение славянофила ми при их философско-исторических изысканиях, в том числе в статье А.С. Хомякова "О старом и новом". Вслед за Н.М. Карамзиным славяно филы продолжили критику преобразований Петра I, утверждали самодер жавие как единственно возможную для России форму правления. "Госу дарство, - указывал историк, - может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях"2. Данная мысль также находит свое выражение в философии славянофилов, которые выступали против подра жания Западу, отстаивая тем самым самобытность сфаны. Национальное сознание русского народа растет далее во многом бла годаря наполеоновским войнам. Неслучайно этот период Н.А. Бердяев на звал самым националистическим веком: кристаллизуются национальные 1Масонство в России было запрещено в 1822 году императором Александром 1. 2 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданст венном отношениях / Предисл., подг. текста и примеч. Ю.С. Пивоварова. М.: Наука, 1991. С. 33.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz