Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

22 вития, культивирующийся государством. Его идеалы формировались под влиянием европейских мыслителей и были основаны на личностном нача­ ле, рационализме, индивидуализме. Раскол России стал важнейшим факто­ ром, определившим ее развитие в XVIII-XX веках, он послужил поводом к философскому осмыслению и поискам пути страны. Именно этот раскол вылился в середине XIX века в противостояние славянофилов и западни­ ков, Востока и Запада и до настоящего времени представляет одну из акту­ альнейших философских проблем. Немало пищи для размышления русского человека о своем нацио­ нальном достоинстве давала и область политических отношений после смерти Петра I: превращение дома Романовых в немецкую династию, би­ роновщина, симпатии правительства к пруссачеству. Во второй половине XVIII века появился большой интерес к европейским утопиям общества: "Утопии" Томаса Мора1, переводам утопических романов Л. Голдберга, Д. Рамсея, Ф. Фенелона, Б. Фонтенеля. В России появляются произведе­ ния, отражающие русскую действительность, как, например, утопия М.М. Щербатова о неведомой стране, утопия «Сон "Счастливое общество" А.П. Сумарокова, где описывается некая "мечтательная страна", в которой правит государь, заботящийся о "всенародной пользе"». В "счастливом обществе" люди оцениваются не по происхождению, а по заслугам; в нем поддерживаются наука и ремесла, а тунеядство и взяточничество запре­ щаются. Нарисованное общество А.П. Сумароковым - идеальное общест­ во, противостоящее реальной действительности. Вторая половина XVIII века отмечена утратой влияния религиозного мировоззрения, падением традиционной культуры и насильственным вне­ дрением западной культуры. Об этом свидетельствует работа князя М.М. Щер­ батова "О повреждении нравов в России"2. В конце XVIII века протест русского народа против западного про­ свещения получил принципиальное обоснование. Революция, охватившая Европу, поставила для России дилемму: или приходилось признать, что западное движение закончено и критически отнестись к его культуре, или продолжать дальше подражать перестройке его социального, политическо' Издание "Утопии” Т. Мора было сожжено по приказу Екатерины Великой. 3 См.: Щербатов М. О повреждении нравов в России // "О повреждении нраво в России" князя М. Щербатова и "Путешествие" А. Радищева / Под ред. М.В. Нечки- ной; вступ. статья и коммент. Н.Я. Эйдельмана. М.: Наука, 1983. С. 2-96.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz