Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

21 гов населения того времени. И хотя церковный раскол разделил общество на сторонников Никоновской реформы и на так называемых старообряд­ цев, обессилив его представительные учреждения, возможность эволюци­ онного развития страны в допетровские времена еще сохранялась. Однако поверхностная европеизация верхних слоев государства вместе с тем ду­ ховным смятением, которое вызвал раскол в народных массах, привели общество к полной потере защитной реакции от радикально-западнических реформ Петра I. Долго Русь не могла оправиться в духовном смысле после произошедших в ней преобразований. Реформы Петра Великого направили развитие российского общества в сторону принятия чуждого ему европейского образа жизни начала XV1I1 столетия. Ликвидация соборного начала в российской жизни допетровско­ го периода и замена его бюрократической системой, созданной по швед­ ско-прусским образцам, привели к длительному чиновничьему омертве­ нию русской государственности. По определению В.Г. Белинского, для России начинается "время сознания", она начинает осознавать себя в "ев­ ропеизме". Идея европеизма достигает своего апогея в русском просвеще­ нии, центральной темой которого становится освоение науки нового вре­ мени, превращение России в современное государство европейского типа. Переворот Петра I и последовавшее господство немецких порядков не могли не отозваться национальной реакцией. В целом прогрессивный процесс европеизации России сопровождался ломкой установившегося строя жизни и насильственным насаждением чужеземных обычаев. Эго время отказа от "горних идеалов церкви"', как справедливо отмечает В.М. Острецов. Послепетровское развитие страны оказалось попыткой вне­ дрить православно-соборно-самодержаный идеал русского государства, сложившийся исторически, в рамки европейско-абсолютистских традиций. Реформы Петра I привели к образованию в России двух противопо­ ложных укладов, расколовших российское общество. Первый, названный В.О. Ключевским как "Почва", был ориентирован на уравнительные прин­ ципы социальной справедливости, коллективности, общинности. Смире­ ние, жертвенность, терпимость и всечеловечность, определенные русским православием и общинными традициями - вот нравственный идеал данно­ го уклада2. Другой уклад - "Цивилизация" - это уклад западного типа раз­ 1Острецов В.М. Россия на перепутье. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 49. 2 Духовными идеалами "Почвы" были Сергий Радонежский, Нил Сорский, Сера­ фим Саровский, Тихон Задонский, Амвросий Оптинский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz