Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
20 Российской державы и послужила основой для различных теорий общест венно-политической мысли. В XVI веке русское общество наиболее приблизилось к восточному типу развития, особенно во времена правления Ивана Грозного. Деятель ность Ивана IV была направлена на укрепление сильной единоличной вла сти, самодержавия и против индивидуализма, прав личности. Идейная борьба по проблемам развития русского государства нашла отражение в работах И.С. Пересветова.' В них обосновывалось самодержавие как наилучшая форма правления, проповедовались прюывы взять за образец раз вития Османскую Турцию, то есть идти по восточному пути. Однако в од ной из работ ("Большая челобитная"2) предлагается строить светское на циональное государство по западному образцу. Начиная со второй половины XVII века старые формы средневековой культуры, консервировавшие все национальное и православное, начинают преобразовываться в новые, ориентированные на взаимодействие с запад но-европейской культурой. Общество стало более открытым, расширились его связи с Европой. В этой связи показательны идеи известного писателя и основоположника русской светской культуры Симеона Полоцкого. Раз витие России он связывал с европейским путем и потому был противником идеи национально-религиозной исключительности русского народа. Его детище - Московская славяно-греко-латинская академия - стала центром гуманитарного образования, а его выпускники - родоначальниками новой дворянской культуры. Следующий этап в осмыслении путей и идеалов России связан с ре формами Петра Великого. Петр I попытался неорганично внедрить в рос сийское общество элементы западной культуры без учета российской на циональной специфики. К моменту восшествия Петра на престол Москов ская Русь выработала собственную систему сословного национального представительства, которая выражала интересы достаточно широких кру 1И.С. Пересветов, выходец из Литовского княжества, в 30-е годы XVI века напи сал ряд трактатов о государственном устройстве. Часть исследователей склоняется к мысли, что Пересветов - вымышленное лицо, под именем которого писали разные люди, так как в его работах излагаются противоречивые идеи по преобразованию рус ского общества. 2 См.: Пересветов И. Большая челобитная по Щукинскому списку неполной редак ции // Пересветов И. Сочинения / Под ред. Д.С. Лихачева. М. - Л.: АН СССР, 1956., С. 236-247.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz