Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
19 Общественным идеалом Московского государства стало религиозное подвижничество, подвиг во имя Христа, общества вопреки личным инте ресам. В 1442 году собор русского духовенства назначил митрополита без санкции Константинополя, тем самым объявив русскую церковь независи мой от Византии. Обрекшая самостоятельность, Церковь стала проповедо вать покорность судьбе, смирение, оказывать огромное влияние на жизнь всего общества. Данный период с его идеалами духовного подвижничества получил название Святой Руси. Самое общее основание для развития славянофильских представлений об обществе выражается в противоположности между общей культурой и национальной самобытностью русского народа. Конечно, эта противопо ложность существует во всех культурных странах, но особенно она чувст вуется в России, которая долго развивалась в стороне от главных течений общей культуры, и потому выработала свои неповторимые черты. Так, С.С. Хоружий указывает, что "славянофильская идея в широком смысле, как идея самоопределения русской культуры, отнюдь не родилась вместе с историческим славянофильством. Она всегда была имманентной состав ляющей духовного мира и духовного развития России..."1. Действительно, с давних времен было предчувствие, что Россия предназначена для чего-то ве ликого, что Россия - особенная страна, не похожая ни на одну страну мира. В Московском государстве не только существовало осознание такого особого положения России, но и сложилась по этому поводу историческая теория "Москва - Третий Рим", сформулированная старцем Елеазарова монастыря Филофеем в первой четверти XVI века. После падения Кон стантинополя Русь оставалась единственной великой православной стра ной с восточно-христианской традицией. В этом качестве она и представ лялась Филофею третьим Римом: два Рима пали, а третий стоит, а четвер тому не бывать. Идея о "Москве - Третьем Риме" утверждала равноправ ное положение ее в христианском мире, удачно обосновывала политику московских государей по объединению земель вокруг Москвы. Эта идея способствовала подъему национального самосознания русских, чувству включенности русского народа в европейскую историю и стала основой для различных мессианских и имперских теорий в отечественной общест венно-политической мысли.2 Она стала основной государственной идеей 1Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. С. 117. 2 Русские мыслители / Под ред. И.Н. Лосева. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 112.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz