Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

19 Общественным идеалом Московского государства стало религиозное подвижничество, подвиг во имя Христа, общества вопреки личным инте­ ресам. В 1442 году собор русского духовенства назначил митрополита без санкции Константинополя, тем самым объявив русскую церковь независи­ мой от Византии. Обрекшая самостоятельность, Церковь стала проповедо­ вать покорность судьбе, смирение, оказывать огромное влияние на жизнь всего общества. Данный период с его идеалами духовного подвижничества получил название Святой Руси. Самое общее основание для развития славянофильских представлений об обществе выражается в противоположности между общей культурой и национальной самобытностью русского народа. Конечно, эта противопо­ ложность существует во всех культурных странах, но особенно она чувст­ вуется в России, которая долго развивалась в стороне от главных течений общей культуры, и потому выработала свои неповторимые черты. Так, С.С. Хоружий указывает, что "славянофильская идея в широком смысле, как идея самоопределения русской культуры, отнюдь не родилась вместе с историческим славянофильством. Она всегда была имманентной состав­ ляющей духовного мира и духовного развития России..."1. Действительно, с давних времен было предчувствие, что Россия предназначена для чего-то ве­ ликого, что Россия - особенная страна, не похожая ни на одну страну мира. В Московском государстве не только существовало осознание такого особого положения России, но и сложилась по этому поводу историческая теория "Москва - Третий Рим", сформулированная старцем Елеазарова монастыря Филофеем в первой четверти XVI века. После падения Кон­ стантинополя Русь оставалась единственной великой православной стра­ ной с восточно-христианской традицией. В этом качестве она и представ­ лялась Филофею третьим Римом: два Рима пали, а третий стоит, а четвер­ тому не бывать. Идея о "Москве - Третьем Риме" утверждала равноправ­ ное положение ее в христианском мире, удачно обосновывала политику московских государей по объединению земель вокруг Москвы. Эта идея способствовала подъему национального самосознания русских, чувству включенности русского народа в европейскую историю и стала основой для различных мессианских и имперских теорий в отечественной общест­ венно-политической мысли.2 Она стала основной государственной идеей 1Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. С. 117. 2 Русские мыслители / Под ред. И.Н. Лосева. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 112.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz