Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
18 нию Л.И. Семенниковой, западному христианскому миру1. В результате стремления Византии укрепить свое влияние на Руси, помимо положи тельных сторон в древнерусскую культуру были привнесены восточные патристика и монашество, что посеяло тягу к интуитивной, мистической философии, отличающейся созерцательным характером, в отличие от за падного прагматизма. Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма с об щинной основой. Именно община определила ментальность русского че ловека: стремление к солидарности, поддержке, уравнительству, братству народов. На основе общинного управления был основан идеал данного пе риода, нравственный и вечевой, соборный в своей основе. Его специфика - в нацеленности на воспроизводство в соответствии с идеалом неизменно сти, с идеалом малого сообщества. "Сообщества функционировали на ос нове эмоционального контакта, знания членов локального мира друг друга в лицо, стремления человека раствориться в господствующих локальных ценностях"2, - указывает А.С. Ахиезер. Переломным в Древней Руси стал XIII век, когда в русских пределах появились монголо-татары, и страна стала испытывать давление с Востока и с Запада. В этот период Россия развивалась по европейскому пути. Куликовская битва 1380 года вызвала новый подъем самосознания в XIV-XV веках, связанный с идеями возрождения русской средневековой культуры после ликвидации монголо-татарского ига на Руси. В это время образуется Московское государство. Московская Русь имела выработан ные формы быта, но в ней была слаба культура мысли. Однако это время характеризуется обоснованием идеи единства Российского государства во главе с его центром - Москвой. "Несомненно, что в Московской Руси, - указывал Г.П. Федотов, - народ национальным сознанием обладал. Об этом свидетельствуют хотя бы его песни. Он ясно ощущает и тело русской зем ли, и ее врагов. Ее исторические судьбы, слившиеся для него религиозным призванием, были ясны и понятны"3. 1 Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. 2-е изд., испр. и дополн. Брянск: Курсив, 1996. С. 95. 2 Ахиезер А.С. Социокультурные основания и смысл большевизма. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. С. 418. 3 Федотов Г.П. Собрание сочинений: В 12 т. / Сост., примеч. С.С. Бычков. М. Мартис, 1998. Т. 2. С. 129.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz