Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.
17 ема национального сознания народа. Несмотря на то, что "национальное сознание нельзя отождествлять с национальным идеалом", как справедли во отмечает О.А. Платонов,1 общественные идеалы, на наш взгляд, явля ются составной частью национального сознания, и определяются им. С дру гой стороны, не подлежит сомнению влияние внешней культуры на фор мирование общественных идеалов, но оно вторично по сравнению с само бытными истоками. Это влияние накладывается на внутреннюю культур ную среду народа и трансформируется в органический синтез. Русский народ в разные этапы своей истории переживал соответст вующие периоды подъема национального сознания, в результате чего ос мысливались и переосмысливались общественные ценности и идеалы. На чала этого подъема восходят к XI веку, когда Русь находит свое место как христианская страна. Христианская религия выразила свой общественный идеал в вере в спасение, нравственное обновление и утешение всех людей общества, равных перед Богом, без различия их национальности и матери ального благосостояния. Этот период связан с оптимистическим ожидани ем великого будущего для русской земли. Христианство создало широкую основу для объединения членов древнерусского общества, для формирова ния единого народа на основе общих нравственных и духовных принци пов, оказало влияние на все стороны жизни русского человека. При этом следует иметь в виду, что Древняя Русь особой религиозностью не отлича лась: общество восприняло христианские ориентиры, но общественное сознание не было поглощено религией2. В это время появляются первые социальные утопии, как, например, сказание "Хожение Агапия в рай", "Путешествие Зосимы к рахманам". По определению Ю.С. Комарова, уто пии данного периода носили характер "эсхатологических надежд"3. Русское православие ориентировало людей и общество на духовное преображение, самосовершенствование, приближение к христианским идеалам. Это способствовало появлению духовности, неизвестной, по мне 1 Платонов О.А. Русская цивилизация: понятие, возраст, духовные параметры // Русская цивилизация и соборность: Сборник статей / Сост. и автор вегупит. статьи Е.С. Троицкий. М.: Б.И., 1994. С. 55. 2 См. об этом: Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. 2-е изд., испр. и дополи. Брянск: Курсив, 1996. С. 87 -100. 3 Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань: Казан ский ун-т, 1991. С. 40.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz