Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

14 Во всех теоретических построениях общественного идеала проявляет­ ся стремление к абсолютному. К этому абсолютному идут историческими путями, и каждый шаг вперед должен служить поводом для нового движе­ ния. Такова формула нравственного прогресса общества. С помощью об­ щественного идеала предполагается перейти к безусловной гармонии но­ вого мира, от противоречий социальной жизни надо возвыситься к согла­ сию и единству. Таким образом, наша мысль переходит из области соци­ альной в область религиозной философии. В трудах религиозных философов предполагалось, что абсолютная гармония и благодать присущи только царствию Божью, к которому долж­ ны стремиться земные общества. В земной жизни, таким образом, вопло­ щение каких-либо идеалов невозможно. Возможно лишь приближение к ним. П.И. Новгородцев пишет о достижении общественного идеала сле­ дующее: "Вместить абсолютное совершенство в относительные формы, осуществить здесь на земле вечное царство незыблемой правды, - это бы­ ло бы чудом, непонятным для обычного сознания"1. Итак, лучший общест­ венный строй может быть лишь относительно, а не абсолютно лучшим. "Утопия земного рая, - полагал С.Л. Франк, - полного, адекватного насаж­ дения на земле царства Божия принципиально несостоятельна, потому что не считается с основным онтологическим фактом греховности, несовер­ шенства человеческой природы"2. Общественный идеал не может быть застывшим, неизменным для по­ колений человечества. Он, вечно существуя, вечно совершенствуется, вби­ рая в себя новые и новые условия жизни конкретного общества. Но в чем состоит существенное содержание идеалов? Во всяком идеале, как отмечал B.C. Соловьев, "заключается требование его осуществления, ибо идеал указывает именно то, что должно быть, а, следовательно, и может быть, а так как должное вообще определяется нравственным началом, то всякий идеал заключает в себе применение нравственного начала к существую­ щему обществу"3. Таким образом, согласно понятию общественного идеа­ ла, нравственное начало данного общества должно сделать его нормаль­ ным, а само стать действительным. 1 Новгородцев П.И. Об общественном идеале / Сост., подгот. текста и вступит, статья А.В. Соболева. М.: Пресса, 1991. С. 59. 2 Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 105. 3См.: Соловьев B.C. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999.' C. 560-561.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz