Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

13 ность в возможности непосредственного воплощения в жизнь традицион­ ных, мифологических, возможно, модернизированных идеологических экспектаций, идеалов. Утопичными, например, являлись стремления во­ плотить идеалы построения общества по аналогии с сельской общиной, за которую ратовали "верующие любомудры", концепциями социализма и коммунизма, реализация которых не может иметь места в связи с невоз­ можностью принятия соответствующих ценностей широкими слоями на­ селения в качестве своих целей. "Утопии Мора, Кампанеллы и т. д., - от­ мечает А.С. Ахиезер, - дают картины до предела жестко регулируемых обществ, производств, личной жизни.... Они представляют собой модер­ низированные традиционные идеалы, не соответствующие ни прошлому в силу элементов модернизации, ни будущему в силу груза традиционно­ сти".1 Попытки воплотить утопии в систему отношений, по мнению ука­ занного автора, приводит к тому, что одновременно возрастает дезоргани­ зация в обществе. Потому всякие идеи, утопии, проекты должны пройти испытание на презумпцию утопизма.2 Не подлежит сомнению, что для нормального развития общества оно должно себя изучать, иметь в своем распоряжении учения о долженствую­ щем или идеальном обществе. По этому поводу писал B.C. Соловьев: "По- истине, несомненно, что прямое двигательное начало общественному раз­ витию дается существующими в обществе в той или иной форме идеями и, прежде всего, разумеется, идеями социальными, то есть идеалами обще­ ства...".3 Нельзя, таким образом, говорить о развитии общества, не имея понятия о том, к чему ведет это развитие, какой его идеал. Ф.М. Достоев­ ский очень точно заметил по этому поводу: "Без идеалов... не может полу­ читься никакой хорошей действительности"4. Осуществление идеала, приближение к нему - смысл жизни человека и общества. Религия дала идеал, философия вывела его за пределы культа, русский марксизм пытался выдать его за политическую программу, что, несомненно, повлияло на нравственную ориентацию поведения людей. 1 Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: В 3 т. 2-е изд.. перераб. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. Т. 2. С. 526. 2 Там же. С. 527. 3Соловьев B.C. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999. С. 557. 4 Цит. по: Троицкий Е.С. Историко-методологические аспекты изучения русской (православно-славянской) цивилизации // Русская цивилизация и соборность: Сборник статей / Сост. и автор вступит, статьи Е.С. Троицкий. М.; Б.И., 1994. С. 15.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz