Жигунова, Г. В. Общественный идеал России в духовном наследии славянофилов / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"].- Мурманск : МГТУ, 2008. - 127 с.

12 "Идеал всеобщ и индивидуален. Это высшая ценность, воплощенная в личности. Идеал дан, и его нет; он в прошлом и в будущем, но определяет настоящее"1, - так характеризует понятие "идеал" А.В. Гулыга. Как "фокус системы ценностей, гиперцентр субкультуры, личностной культуры, эмо­ ционально и интеллектуально нацеливающий личность, общество на его достижение; включает в себя специфику нравственной ориентации, спо­ собность субъекта активизироваться для ее реализации"2 определяет идеал А.С. Ахиезер. Если взять две распространенные формулы общественного идеала, - демократическую и социалистическую, - то в их глубине можно открыть начала равенства и свободы, развитие которых приводит к идее всеобщей солидарности. Упомянутые формулы нашли свое выражение в "Общест­ венном договоре" Ж.Ж. Руссо и "Коммунистическом Манифесте" К. Мар­ кса и Ф. Энгельса. В этих произведениях полагаются некоторые условия общественного переустройства: одно требует перемещения власти от не­ многих ко всем, другое - перемещения средств производства ко всем. Од­ нако, власть и средства производства - это временные, исторические нача­ ла, а не абсолютные, совершенные, которые должны быть присущи идеа­ лам. Можно утверждать, что общественный идеал не заключает в себе ни­ чего временного, исторического, конкретного. Государство, народ, церковь - все это конкретные исторические явления, и, следовательно, их нельзя аб­ солютизировать и выдавать за общественные идеалы. Идеал может выступать как социальный интегратор, однако чтобы стать программой деятельности, он должен конкретизироваться в той или иной форме, прорабатываться через бесконечное поле накопившихся про­ блем общества - власти, собственности, раскола, экономического подъема и т. д. "От степени этой конкретизации, глубины интерпретации - указыва- ег А.С. Ахиезер, - зависит не только возможность реализации идеала, но и вы­ явление его жизнеспособности, степени его утопичности..."3. Понятие общественного идеала идет рядом с понятием "утопия", в котором обосновывается тот или иной идеальный проект общества. Уто­ пия - это представление об идеальном обществе, некритическая уверен­ 1Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. С. 41. 2 Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: В 3 т. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. Т. 2. С. 182. 3Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz